Автор: Юлия Ракитина
Капитал невозместимой ценности
Практика
28.10.16 / 12:12
Реставрация – один из краеугольных камней сохранения культурного наследия нашей страны. От того, насколько грамотно будут проведены реставрационные и консервационные работы, зависит не только долголетие памятников, но и облик городов России в каждом из которых есть свой исторический центр или отдельные исторические здания. К концу 2016 года, ставшего непростым для всей культурно-охранной сферы, «Россия. Наследие» рассказывает об успехах реставрационной компании «Мосреставрация», для которой этот год прошел весьма плодотворно.

8 декабря 2016 года в столичном театре Моссовета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов ежегодного конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация - 2016". Лауреатов премии поздравил мэр города Москвы Сергей Собянин. За многолетний вклад в сохранение культурного наследия города коллектив ГКУ "Мосреставрация" отмечен дипломом Департамента культурного наследия города Москвы.

"Москва возглавила рейтинг субъектов России по части сохранения культурного наследия. По состоянию на сегодняшнюю дату у нас более трехсот объектов проектирования и в работе. А это значит, что в ближайшие годы нас опять же ждут интересные объекты, удачные реставрации, новые имена и новые находки", - рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
«Мосреставрация» осуществляет свою реставрационную деятельность в четырех основных направлениях: гражданская и религиозная архитектура, монументальная скульптура и художественные надгробия.

В этом году среди отреставрированных объектов гражданской архитектуры царило разнообразие: это и усадьбы конца XVIII века, и особняк матери Ивана Тургенева XIX века, и шедевр советской архитектуры – ВДНХ.

Дом, расположенный по адресу Остоженка, д. 37, стр. 7, хорошо знаком москвичам. Здесь в 1840 - 1850 годах жила Варвара Петровна Тургенева, мать великого русского писателя И. С. Тургенева. Иван Сергеевич часто гостил у матери на Остоженке и описал в повести "Муму" происходившие здесь события. Прототипами персонажей тургеневского произведения стали реальные лица, жившие в доме «барыни», Варвары Петровны. Теперь здесь размещается Музей И. С. Тургенева.

Дом был построен титулярным советником Д. Н. Федоровым на пустовавшей земле, приобретенной у генерал-лейтенанта К. Ф. Кнорринга, владение которого полностью выгорело в пожаре 1812 года. Д. Н. Федоров, как и многие в то время, сдавал дом внаём. В 1826 году здесь поселилась семья Аксаковых, а главой этого большого и дружного семейства был известный впоследствии писатель С. Т. Аксаков. Среди жильцов остоженского дома немало и других известных фамилий. Так, в 1829 году в доме проживал с семьей московский дворянин, отставной гвардии поручик Н. В. Левашов – участник Отечественной войны 1812 года, человек Пушкинского круга и близкий знакомый самого поэта. 16 сентября 1840 г. в доме поселилась В. П. Тургенева.

Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841 года, а впоследствии он часто бывал здесь проездом из Петербурга в родовое имение Спасское и обратно; писатель провел в остоженском доме две весны в 1844 и 1845 годов. После кончины матери в ноябре 1850 года Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В своих комнатах на антресолях он работал над статьями для журнала "Отечественные записки", здесь рождались замыслы "Бежина луга", поэм "Андрей" и "Разговор". В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда и больше сюда не возвращался.

В конце XIX в. в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. В апреле 2007 г. по постановлению Правительства Москвы остоженский особняк был передан Государственному музею А. С. Пушкина с целью создания музея И. С. Тургенева. 9 октября 2009 года в залах парадной анфилады комнат первого этажа особняка открылась выставка "Москва. Остоженка. Тургенев".

Особняк построен в 1816 году в стиле "классицизм". Это одно-двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте с кирпичным цоколем, в плане имеет форму прямоугольника. Торцом выходит на красную линию улицы. Главный фасад оформлен деревянным оштукатуренным шестиколонным ионическим портиком, завершенным треугольным фронтоном. Планировочная структура здания за время эксплуатации была частично изменена, однако это здание является несомненным историческим памятником.

Другим памятником, отреставрированным компанией «Мосреставрация», стал Северный вход ВДНХ 1939 года постройки. Арка Северного входа, обращенная в сторону улицы Сергея Эйзенштейна, когда-то служила главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ). Она была выстроена к первому открытию Выставки, состоявшемуся 1 августа 1939 года.

Автор сооружения архитектор Л.М. Поляков, скульптор Г.И. Мотовилов. Это вторая постройка на этом месте, так как в 1937 году по проекту главного архитектора ВСХВ В.К. Олтаржевского здесь уже был выстроен главный вход. Но он, как и целый ряд уже готовых или строящихся павильонов, был сочтен слишком простым и не отвечающим духу Всесоюзной выставки. Эти сооружения были снесены, а архитектор Олтаржевский репрессирован. Легкая трехпролетная арка отражает масштаб ВСХВ 1939 года, ее архитектура будто сохраняет «воспоминание» о геометричности простых форм конструктивизма, являясь одновременно монументальным и простым для восприятия сооружением.

До нашего времени не сохранились барельефы, украшавшие пилоны с внешней стороны, а также внутренние стенки арки. Также не сохранились фланкировавшие арку здания касс, разобранные в 1970-е годы. Но сама она – единственное на сегодня сооружение 1939 года, дошедшее до нас без поздних переделок. Арка 1939 года являлась начальной точкой осмотра ВСХВ: пройдя ее, посетитель попадал на Административную площадь, а оттуда через Главную аллею – к Главному павильону с 52-метровой башней. Венчавшая башню скульптура тракториста и колхозницы, бывшая эмблемой ВСХВ, хорошо просматривалась уже на подходе к арке. Еще недавно через нее по-прежнему можно было пройти к центральной части Выставки, но после постройки большого стеклянного павильона №75, эта возможность утрачена. Вместе с этим, по мнению специалистов, утрачена и ее роль в композиции Выставки, а также «направления видовых раскрытий и визуальные связи памятника», составляющие предмет охраны этого объекта культурного наследия федерального значения.

В Парке Горького, так полюбившимся москвичам, также прошли реставрационные работы. В этом году был отреставрирован Садовый мостик усадьбы «Нескучное» конца XVIII века. Большой, Средний и Малый (Гротесковый) каменные мосты были созданы в конце XVIII столетия в рамках облагораживания территории усадьбы «Нескучное» по велению хозяина этих мест – графа Орлова. Искусно вписанные в ландшафт мосты служили для удобства подъезда к усадьбе на лошадях и прогулок по парку. От набережной Москвы-реки под тремя мостами вела вверх к усадьбе живописная аллея.

В настоящее время большой зеленый массив Нескучного сада объединяет бывшие усадьбы, старые больницы и примкнувший к ним современный парк. Усадьба Трубецких расположена на юго-востоке, неподалеку от площади Гагарина. Севернее находилось имение Голицыных. Продвигаясь вдоль Ленинского проспекта в сторону центра, можно попасть в бывшую усадьбу Орловых, за ней располагалось имение Демидова, со старым дворцом. Затем, ближе к современному проспекту, находится Голицынская больница (ныне вошедшая в состав Первой Градской больницы). Участок, расположенный ближе к реке Москве, когда-то принадлежал этой больнице, а затем вошел в состав ЦПКиО. ЦПКиО имени Горького занимает территорию от Крымского моста вдоль реки Москвы, захватывая часть парка старой Голицынской больницы.

Александрийский дворец и многочисленные служебные постройки сейчас принадлежат Российской Академии наук. Частично сохранились парковые павильоны. Обширный парк, раскинувшийся вдоль берега реки Москвы, имеет очень сложный рельеф, включающий крутые берега реки и оврагов, отдельные холмы, выровненные участки и искусственные пруды. Старых насаждений сохранилось немного, значительные площади занимают посадки моложе 50 лет. В разных частях Нескучного сада сохранилась старинная планировка нескольких богатых усадеб, кое-где еще растут старые деревья.

В настоящее время их трудно отличить от остатков естественных насаждений, когда-то произраставших на крутых склонах реки Москвы и оврагов. Интродуцентов старой посадки сохранилось очень мало. Напочвенный покров сада, даже по сравнению с началом XX века, заметно обеднен. Местами сохранилось немного старых насаждений и лесных видов трав, включая эфемероиды. Дворцовая усадьба «Нескучное» - памятник садово-паркового искусства федерального значения. Когда-то в состав Нескучного, как это было отмечено выше, входили территории двух старинных больниц - Голицынской и Первой Градской. И в настоящее время их парки практически составляют единое целое.

Другая усадьба конца XVIII века, отреставрированная «компанией «Мосреставрацией» в 2016 году, - усадьба «Останкино». «Останкино» - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий. Боярская вотчина с прудом (XVI век), церковью Святой Живоначальной Троицы (XVII век), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н. П. Шереметева. Расцвет и слава «Останкина» связана со строительством дворца-театра.

Построенный из дерева дворец является архитектурным сокровищем русского классицизма. Театральный зал дворца - единственное в России театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, театральной машинерией, сохранившимися с конца XVIII века. Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство, особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.

Церковь Рождества Богородицы на Кулишках - один из трех объектов религиозного культа, отреставрированных в 2016 году компанией «Мосреставрация». Церковь Рождества Пресвятой Богородицы расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое болотистое место, и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.

Церковь расположена на стрелке, образованной Подколокольным переулком и Солянкой. По всей видимости, Подколокольный переулок получил своё название по колокольне, от которой он начинается и идёт в сторону Хитровской площади. В 1547 году на этом месте упоминается деревянная церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке) — на развилке двух древних дорог — в Заяузье (Улица Солянка; бывшая Большая Коломенская дорога, доходящая до Коломны на Оке и далее идущая в Рязанское княжество), и в великокняжеское село Воронцово на Воронцовом поле (Подколокольный переулок).

Также была отреставрирована колокольня 1759-1785 годов Новоспасского монастыря архитектора И. Жеребцова. Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был основан князем Даниилом Московским в XIII веке у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой в 1330 году был перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм (Васильевский стан) и стал в народе называться Спасом на Новом или Новоспасским.

На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм "Спас на Бору". Колокольня монастыря была сооружена во второй половине XVIII века над святыми воротами в середине восточной ограды по проекту архитектора Ивана Жеребцова. Начало строительства – 1759 год. Первоначально были построены нижний и второй ярусы, затем через 20 лет при поддержке Императрицы Екатерины II и частных жертвователей постройка колокольни была продолжена надстройкой третьего и четвертого ярусов. Вся постройка окончена в 1785 году. Колокольня Новоспасского монастыря (высота 80,4 метра) является второй по высоте колокольней в Москве после колокольни Ивана Великого в Кремле. Колокольня выстроена из кирпича, все вертикальные плоскости ее оштукатурены и окрашены в желтый и белый цвета. Здание колокольни построено в классическом стиле и состоит из четырех ярусов, не считая самого верхнего, где находятся часы. В нижнем ярусе (в плане имеет форму креста) помещаются главные ворота монастыря, во втором – храм Преподобного Сергия Радонежского, третий – пустой, а в четвертом подвешены колокола.

Третьим религиозным объектом реставрации стали два дома и арки ворот при церкви Иоанна Богослова под Вязом. Церковь Св. Апостола Иоанна Богослова появилась в 1493 году, сначала деревянная, потом каменная, неоднократно перестраивавшаяся. Нынешнее здание было построено по проекту архитекторов С. П. Обитаева и Л. П. Карлони в 1825—1837 годах. Название «под Вязом» произошло от огромного вяза, росшего перед алтарём ещё во времена Екатерины II. В 1925 году храм был закрыт. С 1934 года в ней разместился Музей столицы. Над храмом и колокольней были разобраны луковичные главки, в интерьере устроены межэтажные перекрытия. В 1992 году вышло постановление Правительства Москвы, согласно которому храм передавался Русской Православной Церкви на правах безвозмездного пользования, Музею истории Москвы, который занимал эти помещения некуда было переезжать.

В 2006 году музею был передан комплекс «Провиантские магазины», что на Зубовском бульваре, архитектора Василия Стасова. Ещё два года занял ремонт комплекса «Провиантские магазины» и приспособление его под организацию выставок. Но даже после того, как новый музейный комплекс открылся, храм всё равно продолжал использоваться под нужды музея. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим указом от 16 сентября 2010 года предоставил Российскому православному институту храм Иоанна Богослова на Новой площади с прилегающими приходскими строениями «для богослужебной, просветительской и социальной деятельности». В 2011 году помещения были переданы церкви. 9 октября 2011 года впервые за долгое время в храме состоялась Божественная литургия. Сейчас в храме, наряду с богослужениями, проводятся различные мероприятия.

В 2016 году были отреставрированы 4 объекта монументальной скульптуры: горельеф Е. В. Вучетича «Знаменосцу мира, Советскому народу – слава!», памятник защитникам неба Москвы, памятник защитникам Москвы архитекторов И. А. Покровского, Ю. А. Сверловского, скульпторов А. Г. Штейман, Е. А. Штейман-Деревянко и скульптурная композиция «Плодородие», расположенная по адресу Ленинградское ш., 90.

Еще в августе 2015 года начались работы по реставрации монументального горельефа работы выдающегося советского скульптора Евгения Вучетича "Знаменосцу мира – Советскому народу слава!", расположенного в Центральном павильоне ВДНХ. В конце 1960 годов горельеф был закрыт щитом из-за несоответствия советской эстетике, а в 1990-х и вовсе зашит фанерой для удобства сдачи павильона в аренду под торговлю. В ходе противоаварийных работ с внутренних стен здания были сняты фанерные щиты, которые скрывали детали интерьера. Главным художественным открытием стал легендарный горельеф Вучетича.

Памятник защитникам неба Москвы расположен в непосредственной близости от метро Крылатское, на том самом месте, где еще в начале Второй мировой войны был сбит первый фашистский самолет, пытавшийся прорваться к столице. А налеты немецких бомбардировщиков в те года, а в особенности в самом начале войны в 1941 году, были практически ежедневным, или, точнее, еженощным явлением. Московские войска ПВО, безусловно, сыграли значимую роль в обороне столицы, по сути, не дав сбыться идеям немецкого командования по полному уничтожению советской столицы. В годы Второй мировой войны одна из таких зенитных батарей, входящих в состав Московской противовоздушной обороны, располагалась как раз на месте современного района Крылатское, в подмосковном лесу.

4 мая 1995 года, за несколько дней до празднования 50-летия со дня победы, в торжественной обстановке на Осеннем бульваре в Крылатском был открыт Памятник воинам Московской противовоздушной обороны. А через два месяца, постановлением правительства Москвы №529 от 4 июля 1995 года, площадь, на которой расположен памятник, была названа Площадью Защитников Неба. Авторы памятника, скульптор Кербель Л. Е. и архитектор Розанов Е. Г., смогли в своем творении наиболее ярко продемонстрировать подвиг советских солдат – защитников неба. Сам памятник состоит из нескольких композиций. Впереди изображена фигура Матери-Родины с младенцем на руках, символизирующая спасение нашего будущего.

Примерно в 14 метрах позади от этого изваяния установлен металлический экран, имеющий небольшой изгиб, в точности напоминающий радарную установку того времени. На самом экране изображено несколько эпизодов героической защиты московского неба. Посередине экрана художники запечатлели воздушный бой, на котором наш советский истребитель уничтожает фашистский бомбардировщик, пикирующий вниз, охваченный пламенем. С правой стороны изображена зенитная батарея и прожектор, направленные в небо. С левой стороны запечатлен еще один немаловажный эпизод из жизни тех лет. Трое молодых бойцов, две девушки и один мужчина несут заградительный аэростат. За их спинами располагается православный храм, по виду очень напоминающий расположенный в центре Москвы Собор Василия Блаженного. С обратной стороны этого экрана - радарной установки, увековечены имена частей противовоздушной обороны, защищавших московское небо от фашистской авиации.

Памятник Защитникам Москвы, братская могила и архитектурный комплекс расположен на 40-м километре Ленинградского шоссе, у второго въезда в город Зеленоград и проезда к посёлку Менделеево и селу Льялово. Своё название комплекс получил из-за центрального обелиска, представляющего стилизованное изображение трёх штыков. Первые захоронения в братской могиле прошли ещё зимой 1941-1942 годов, тогда в могиле захоронили воинов, найденных на месте боев за деревню Матушкино; впоследствии в 1960-х годах в могиле захоронили останки погибших солдат, обнаруженные во время строительства Зеленограда. Предположительно в данном месте покоится более 760 человек. Сам комплекс был открыт 24 июня 1974 года, имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Наконец в 2016 году велись реставрационные работы и на территории Новодевичьего монастыря. Были отреставрированы некрополь монастыря и некоторые надгробия Новодевичьего кладбища.

Территория московского Новодевичьего монастыря по крайней мере с начала XIX века служила местом захоронения не только насельниц, но и представителей видных дворянских фамилий, а позднее и московской профессуры. К началу XX века на территории, огороженной монастырскими стенами, насчитывалось 2811 надгробных монументов представителей самых разных сословий. В связи с переполненностью монастырского некрополя к югу от монастыря в 1898 году было обустроено новое Новодевичье кладбище, со временем ставшее некрополем советской элиты. Во время массового уничтожения московских монастырских некрополей в 1930-е годы подавляющее большинство памятников было уничтожено. До нашего времени сохранилась приблизительно 1/20 дворянского некрополя (около сотни надгробий). При «реконструкции» пощадили в основном могилы главным образом крупных деятелей дореволюционных культуры, декабристов и членов их семей. При этом кресты с большинства надгробий были сбиты.


Новодевичье кладбище — одно из самых известных мест погребения усопших в Москве. Возникло в 1898 году у южной стены Новодевичьего монастыря. В советское время превращено в своего рода национальный пантеон — второй по значению после Кремлёвской стены. Находится в юго-западной части Центрального административного округа, в Хамовниках. Первоначально захоронения возникли в XVI веке на территории близлежащего Новодевичьего монастыря. Последний был местом захоронения насельниц, знати, позже — также лиц других сословий. К началу XX века свободного места на территории монастырского некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища было выделено два гектара новой земли за южной стеной монастыря, ранее занятой монастырскими огородами.

По проекту архитектора С. К. Родионова крутой склон за южной стеной был выровнен насыпным грунтом, устроена дренажная система, распланированы участки; территорию нового кладбища обнесли кирпичными стенами и башнями, примкнувшими к стенам монастыря. Активное участие в проектировании территории нового кладбища принял и архитектор И. П. Машков, который в то время занимался реставраций Смоленского собора монастыря. К 1904 году на территории высадили молодые деревья, которыми обозначили систему продольных и поперечных аллей кладбища. Официально эту часть кладбища открыли в 1904 году, но захоронения стали производить ещё раньше.

В настоящее время огороженную территорию за южной стеной Монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году территория кладбища была расширена на юг (так называемое «новое Новодевичье кладбище»), в 1950—1956 годах вокруг новой территории сооружены стены, ворота и служебные помещения. В конце 1970-х годов территория кладбища была вновь расширена — так образовалась территория «новейшего Новодевичьего кладбища». Таким образом, в настоящее время площадь Новодевичьего кладбища включает территорию одиннадцати участков, общая площадь которых составляет более 7,5 га. На кладбище захоронено около 26 000 человек.

«Культурное наследие для каждого народа – это духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Российская культура имеет глубокие исторические корни. С одной стороны, в ее основе лежат традиции классического искусства, с другой – традиции народа, населяющего нашу страну. Различные исторические этапы, через которые проходила Россия, оставили свой след в формировании ее культурного наследия.

Объекты культурного наследия Москвы – это ее обязательный и неотъемлемый атрибут как столицы государства с богатым историческим и культурным прошлым. Это украшения города, формирующие облик улиц и площадей исторического центра Москвы, и явное подтверждение интеграции России в общеевропейский культурный контекст» - так директор ГКУ «Мосреставрация» С. И. Балясников объясняет важность своей работы.

Поделиться: