Автор: Игорь Михайлов
Иерусалим новый и старый
Практика
28.02.16 / 16:04

Все дороги ведут в Новый Иерусалим. А обратной дороги словно и нет. Истра-Иордан. А на другом берегу, на другом краю земли и мира разворачивается панорама Земли Обетованной. Истринская природа исполняет роли: гора Фавор, Кедронская долина, Армагеддон (место Судного дня), Вифания, Галилея, Сионский холм. Жемчужина русского барокко – Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Третий Рим, второй Иерусалим. Патриарх Никон, Алексей Михайлович, а теперь маленькой человеческой букашкой я проползаю сквозь арку надвратной Входоиерусалимской церкви, возле которой меня встречает молодой, но искушенный реставратор компании «Балтстрой» Алина Абликова.

Мы в храме, из-под купола на нас, хмуря брови, взирает Спас. Напротив – Кувуклия, где каждый год на Пасху происходит Воскресение. Точно так же, как и в храме Гроба Господня, в Иерусалиме.

Р.Н. Расскажите, пожалуйста, как возрождался храм из небытия?

А.А. После взрыва в 1941 году Кувуклия тоже, как и весь собор, была частично разрушена. Сгорела облицовочная часть, которая составляла ее декоративное убранство. Собор несколько раз видоизменялся, а над Кувуклией – лепнина, которая задумывалась еще царской семьей. Они приглашали Растрелли, который проектировал это архитектурное чудо. Хотя при патриархе Никоне одной из характерных особенностей собора было изразцовое убранство. Изразцы – на фасаде и внутри. По их восстановлению тоже была сделана колоссальная работа. Появилась и новая керамика, которая полностью сочетается со старой, пытаясь полностью сохранить и орнаментальную часть, и цветовую гамму…

Р.Н. А много работало реставраторов?

А.А. В пиковый период в 2013 году количество реставраторов на территории монастыря составляло более 1500 человек. Лучшие мастера своего дела со всей России: краснодеревщики, керамисты, резчики, позолотчики и т. д. Для более эффективной работы все мастерские были оборудованы прямо здесь.

Основная часть облицовки реставрировалась по месту, а другая часть восстанавливалась в мастерских Санкт-Петербурга и Ярославля и тут, на месте, наши мастера ее монтировали. У нас большая дружная команда. Специалисты собраны таким образом, что могут друг друга дополнять. Резчики вытачивают детали декора, потом происходит позолота (оливка). Это – совместный тандем, который неразлучен. Даже столярные работы делают мастера, которые могут под любой иконостас подогнать детали и потом все полностью смонтировать. Поэтому так наглядна целостность нашей работы. Вместе трудятся формовщики, гипсовщики, лепщики. Порой весь рисунок убранства или декор был уничтожен, они предварительно пролепливались скульпторами.

Р.Н. Художники над фресками тоже работали прямо в храме? Или рисуют по предварительным эскизам?

А.А. Это не фрески, а живопись на холсте. Сначала стены специально готовили, и только после писали художники. Но это – не случайный рисунок, были подобраны всевозможные исторические данные, которые передали уже мастерам и экспертному совету. На таких экспертных советах поэтапно принималась та или иная весьма кропотливая работа.

Начиналась работа с текстом, потом шел эскизный этап, и только после рисунок переносили на стену, и потом уже раскрашивали. Все эти этапы были согласованы предварительно и поэтапно. Искусствоведы, архитекторы – все вместе работали над этими полотнами. Мы восстановили более 60 икон, три балкона, которые были полностью утрачены, а также двор с оболок на своде в самом шатре ротонды. Колоссальная работа была сделана по центральному иконостасу. В нем более 24 метров вместе с Предстоящим и Спасителем. Он считается одним из крупнейших иконостасов в России. Есть всего несколько иконостасов, которые могут сравниться по величине и по иконным рядам. В этом иконостасе 12 рядов. Они были восстановлены по старым литографиям. Очень трудная работа. Для того чтобы попасть в стиль, скульптор сначала пролепливает деталь. И после полного согласования, смотрят, как она сочетается с другими деталями, а потом она пускается в резьбу, далее идут отделка, позолота или просто покраска.

Р.Н. Какие работы ведутся на сегодняшний день и когда мы сможем увидеть все в полном объеме?

А.А. Сейчас основная работа – это трапезные палаты и две гостиницы. Полностью завершим работы в декабре 2016 года, но уже идут богослужения, первое состоялось на Рождество, тогда прихожане увидели отреставрированную часть храма.

Р.Н. Один из старообрядцев написал такое послание, памятуя патриарха Никона: простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим. А какие тяжкие труды у реставраторов, и как они их преодолевают?

А.А. Трудности… думаю, тут их быть не должно, специалисты знают свою работу и делают ее.

Поделиться: