Вершина Николы Мокрого
Практика
29.12.17 / 07:07

Журнал «Россiя. Наследие» продолжает серию бесед о современной российской практике реставрационного дела с Председателем Совета директоров реставрационной компании ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД» Олегом Витальевичем Крейниным. В номере журнала, посвященном сохранению объектов Всемирного наследия в России и деятельности отечественного комитета ИКОМОС мы поговорим о сохранении исторического облика древнего города Ярославля и сложностях, с которыми столкнулись реставраторы при работе на одном из его символов – храме Николы Мокрого.

Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накопленной» культуры, память - одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.
Академик Д.С. Лихачев

Россiя. Наследие: Олег Витальевич, этим летом в Ярославле прошёл научный симпозиум и конференция международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ИКОМОС. Как Вы полагаете, окажет ли своё влияние прошедший симпозиум на сохранение культурного наследия в России?

Олег Крейнин: Хочется думать, что да, должен оказать свое благотворное влияние, поскольку ИКОМОС – крупнейшая международная организация, которая в глобальном масштабе занимается вопросами сохранения культурного наследия, и то, что Россия вновь вернула свое членство в ней спустя два года, не может не сказаться на результатах работы этой организации. Такой форум в России прошёл впервые, обсуждались памятники, которые были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и связанные с ними проблемы. В частности, обсуждалась ситуация, складывающаяся вокруг объекта Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», вопрос о сохранении и защите достопримечательного места «Исторический центр города Ярославля», поскольку исторический центр Ярославля входит в список Всемирного наследия с 2005 года.

Помимо защиты объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, прозвучали предложения о вовлечении культурных и исторических объектов в экономику, что должно способствовать их защите и привлечет к ним больше внимания путешественников, исследователей. На этом фоне интересным выглядит предложение итальянцев расширить понятие охраны объектов культурного наследия и заняться защитой земли и природы от вмешательства бизнеса. Были поданы «старые» заявки и сформированы новые на включение объектов в список Всемирного наследия. Если все прозвучавшие на симпозиуме вопросы будут решены, можно считать это отличным результатом.

Р.Н.: Место проведения симпозиума в Ярославле Вам кажется не случайным?

О.К.: Конечно, Ярославль выбран неслучайно. Во-первых, это древнерусский город, вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как градостроительный ансамбль; во-вторых, Ярославль считается одним из значимых городов России и к тому же на сегодняшний день достаточно проблемным с точки зрения сохранения наследия. Само по себе уникально расположение города, где с высокого правобережья Волги открываются великолепные виды на необъятные дали Заволжья и панораму города, украшенную образами величественных храмов. Здесь, на Стрелке, тысячу лет назад с небольшой крепости, которая стала ядром нового города, началась многовековая история Ярославля. Неповторимый облик древнего города складывался столетьями – каждая эпоха оставляла свой след.

Даже на заре истории Ярославля застройка города не была делом случая, как многие полагают. В то время работали отраженные в так называемой Кормчей книге некие византийские каноны градостроения, которые принимались за образец. Один из ее разделов, озаглавленный «Закон градский», служил своего рода строительными правилами и нормами. Согласно «закону» древнерусские зодчие брали за образец композицию и планировку идеального города – Константинополя. К примеру, расстояние между домами должно было составлять «не менее 12 стоп» (около 1 м), что было продиктовано санитарными и противопожарными мерами. Через весь «Закон градский» проходил запрет «творить пакость соседу» – к примеру, загораживать своей постройкой солнечный свет. А главное, при строительстве русских городов соблюдался закон апопсии – вид, открывающийся от здания и предполагающий сохранение видов на храмы, сады или реки. На Руси такие виды называли «прозорами», и древняя традиция не закрывать соседям вид на чтимые общественные сооружения сохранялась в России вплоть до ХХ века.

Несмотря на слабую законодательную базу, действовали, как бы сейчас сказали, «по понятиям» и хватало одного «закона». Так было до Екатерины Великой. Известный факт, что совершавшая вояж по волжским городам Екатерина высказалась в их адрес следующим образом: «Прекрасны по ситуации, но мерзостны по постройкам». Спустя некоторое время после этого вояжа, в 1775 году, Ярославль стал центром наместничества в губернии, и это можно назвать началом новой эры в истории древнего города. В конце XVIII века город получил государственный «Регулярный план» по переустройству. Представленный первый план перестройки сохранял старинные здания, но делил город на прямоугольные кварталы, не считаясь с исторически сложившейся планировкой, поэтому вслед за первым последовал второй план, предложенный губернатором города Мельгуновым, осмелившимся изменить уже утвержденный императрицей план города.

Только после второго плана удалось учесть ценность старинных зданий и преобразить город. Согласно плану была сохранена его радиально-кольцевая структура, разработана четкая система площадей, расширены существующие улицы. Широкие новые улицы прокладывались на свободных территориях. Потери старых зданий при перестройке были минимальны, разобрали лишь некоторые из них и практически обрушившиеся старые башни городских стен. Таким образом, что весьма ценно, шедевры ярославской архитектуры прежних времен получили достойное окружение, став доминантами и украшением городской композиции, центрами площадей, акцентами, замыкающими перспективу улиц.

В настоящее время в центре Ярославля в зоне ЮНЕСКО и в буферной зоне каким-то непонятным образом построено более 30 современных объектов, больше половины которых нарушают исторический облик города. Уже несколько лет идут неутихающие бурные дебаты вокруг объектов культурного наследия, сохранения панорамы города в исторической части, его застройки современными зданиями. При этом многие объекты культурного наследия Ярославля находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и остро нуждаются в реставрации. Ещё одна серьезная проблема Ярославля — утрата старинных храмовых фресок. В остроаварийном состоянии, по оценке экспертов, сейчас находятся росписи XVII века в церкви Рождества Христова, церкви Спаса на Городу, церкви Николы Мокрого, а это всё шедевры живописи, и их надо спасать как можно скорее.

Р.Н.: Ваша компания реставрирует один из значимых объектов культурного наследия Ярославля – храм Николы Мокрого, расскажите, пожалуйста, подробнее.

О.К.: Да, это очень интересный и сложный объект. Церковь Николы Мокрого выполнена в лучших традициях ярославских зодчих своего времени. Это холодный четырехстолпный пятиглавый храм с шатровой колокольней. Интересно, что в этом культовом здании были применены новаторские для своего времени архитектурные решения. Впервые в ярославской архитектуре в нем создали полузакрытую систему одноэтажных галерей, которые на зимний период закрывались съемными деревянными рамами. Существует предание, что первый деревянный Никольский храм в городе построили на месте древнего языческого капища, которое располагалось на берегу Коротосли, между двумя ее притоками, Паутовым и Ершовым ручьями. А жертвенный камень, почитаемый язычниками, заложили в церковный фундамент.

В различных документах, где упоминается деревянная церковь, о ней уже говорят как о храме Николы Мокрого. Причем одни считают, что причина этого – заболоченное место, где она была построена. По другой версии, такое название появилось потому, что Святитель Николай оказывал особую помощь тонущим и всем терпящим бедствие на воде. Например, в Софийском соборе Киева издавна хранилась древняя икона Святителя Николая, которую верующие называли «Никола Мокрый». Посвящена она младенцу, спасенному святым из вод Днепра. Позже это христианское предание воплотилось и в сюжетах настенных росписей ярославских церквей. В 1672 году главный храмовый престол освятили в честь Николая Чудотворца, затем произошло освящение южного престола в честь митрополита Московского Алексия. И через десятилетие – в честь мученицы Варвары в северном приделе.

В 1673—1674 годах после завершения всех строительных работ была произведена уникальная роспись стен. «Николо-мокринская» роспись оказала огромное влияние на последующее развитие ярославской школы настенной живописи. Роспись очень торжественная и богато орнаментированная, сделанная большими мастерами фресок. Ансамбль из 660 сюжетных живописных композиций сохранился не в полной мере. Это библейские темы, портреты русских царей и святых, настенные изображения жития Николая Чудотворца, а также летопись строительства храма. К большому сожалению, в XIX веке при перекладке западной паперти была утрачена роспись сводов.

Р.Н.: Храм Николы Мокрого находится в центре внимания правительства и общественности. Как идут реставрационные работы на объекте, есть ли сложности?

О.К.: Надо сказать, что храм Николы Мокрого находится под пристальным вниманием не только по причине производства реставрационных работ, а в большей степени в связи с планируемой застройкой многоэтажными жилыми домами в непосредственной близости от храма в исторической зоне. В последнее время на страницах интернет-ресурсов появилось немало публикаций о реставрации храма и некоторые из них являются, к сожалению, конкретно провокационными. Возможно, это обусловлено конкурентными соображениями или элементарным отсутствием понимания необходимости комплексного подхода к реставрации памятников. Реставрация памятников всегда была «полем битвы», сейчас же ситуация особенно обострилась. Реставрационные работы и сохранение культурного наследия – сфера, в отношении которой действует достаточно четкое законодательное регулирование.

Термин «сохранение» в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ трактуется широко, под ним понимаются ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Важное место в этом процессе занимает разработка научно-проектной документации, поскольку реставрация недвижимого памятника истории и культуры без научно-проектной документации не разрешается!

Согласованная и утвержденная научно-проектная документация является обязательной для всех участников процесса реставрации. Справедливости ради следует отметить, что разработка научно-проектной документации осуществляется, как правило, в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации. Очень важно иметь грамотно выполненный проект, потому что некачественно выполненный проект влечёт за собой множество проблем при производстве реставрационных работ.

На храме Николы Мокрого мы столкнулись с отсутствием в составе проекта целого раздела, такого как «Технологические исследования». Не буду называть проектную организацию, выполнившую проект, дабы не ставить коллег в неудобное положение, но нам пришлось самим и за свой счет разработать методики реставрации кирпичной кладки и изразцов (благо, что у нас есть такая возможность), согласовать с авторским надзором, научным руководителем, и только после этого приступать к реставрации. Учитывая особую важность и сложность объекта, по поручению Министерства культуры РФ создана рабочая группа для коллегиального решения острых вопросов. Контроль за качеством и объемом выполненных работ на объекте ведётся в ежедневном режиме. Считаю, что это профессиональный подход к решению стоящих задач. Ещё хочу подчеркнуть, что несоблюдение некоторыми компаниями и отдельными реставраторами кодекса профессиональной этики реставратора категорически недопустимо, ведь реставратором движут исторический интерес, эстетическое чувство и, что очень важно, нравственный долг. Профессионал должен проявлять уважение к коллегам и к профессии в целом, только этот принцип работы и отношений способствует успешному результату. А успешный, хороший результат – это качественно выполненные реставрационные работы и сохранение бесценных памятников нашего культурного наследия!

Поделиться: