Олег Крейнин
Олег Крейнин
Председатель Совета директоров компании ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД»
Александр Быркин
Александр Быркин
Главный архитектор проекта
На сцене нужно жить. Возрождение Зелёного театра
Практика
25.09.17 / 00:12

«Не признаю слова играть. Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене нужно жить», - говорила незабвенная Фаина Раневская. Летний театр – культовое романтическое явление общественной жизни первой половины – середины XX века. Стоить вспомнить хотя бы фильм «Покровские ворота»… Здесь проявлялись молодые таланты и давали мастер-классы мэтры эстрады, здесь рождалась любовь и начиналась карьера, здесь заслуженная старость находила свое отдохновение. Легкость, чувственность, свободный полет творческой мысли нашли свое отражение в культуре летних театров. Именно об этой традиции и практике мы поговорим с реставраторами одного из самых известных летних – «Зеленого театра» на ВДНХ – председателем совета директоров ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД» Олегом Крейниным и главным архитектором проектов компании Александром Быркиным.

Театр в Эпидавре.
Театр в Эпидавре.

Россия. Наследие: Олег Витальевич, в последнее время всё большее внимание уделяется открытым летним театрам. Расскажите о Вашем видении этой проблемы.

Олег Крейнин: Это очень интересная тема, с богатой историей, и мы как раз её сейчас подробно изучаем и анализируем. Для наших современников театр сам по себе является неотъемлемой частью жизни, и мы не представляем ситуацию, при которой не существует театров, а ведь когда-то всё было не так. Всё начиналось с театрализованных обрядов, кстати, и сейчас во многих племенах они существуют. Природные особенности обусловили появление и развитие ряда оригинальных архитектурных сооружений - открытых театров. Греция стала родиной карнавальных представлений, которые организовывались преимущественно под открытым небом. Собственно, в Греции и появились первые театры под открытым небом.

Театр Димониса в Афинах.

Эти театры достигали огромных размеров и практически вмещали всё население полиса. Самый большой театр Греции в Мегалополе вмещал 44 тысячи зрителей. Самыми красивыми были театр в Эпидавре (середина IV в. до н. э.) архитектора Поликлета Младшего и театр Диониса в Афинах (IV в. до н. э.), расположенный на южных склонах Акрополя. Греческие театры отличались исключительной акустикой и оптикой, идеальной связью сокружающим ландшафтом.

После Щеглова с 1883 года на протяжении около 30 лет арендатором участка театра в Царицино был Б. Диппман, которому контрактом было разрешено иметь «летний увеселительный сад, а в дворцовых постройках ресторан и буфет для продажи крепких напитков, театр, жилые помещения и меблированные комнаты», лавку «с продажей жизненных продуктов, а также в саду и театре устраивать танцевальные вечера, спектакли, фейерверки и другие увеселения».

Р.Н.: А как обстоит дело с летними театрами в России?

О.К. Я коротко упомянул о древнегреческих театрах, потому что их архитектура и планировки во многом повлияли на формирование летних театров Европы и России. По степени открытости летние театры в свою очередь подразделяются на: открытые, крытые и закрытые, но мы сегодня говорим именно о летних открытых театрах. Практически во всех городах России есть летние театры, без них не обходится ни один городской парк. Каждый исторический период существенно влияет на моду, в том числе на формирование территорий парков и парковых театров, приводя их в соответствие с требованиями общества своего времени. Так, построенный в1870-х годах в районе Царицыно, летний театр московского мещанина А.Я. Щеглова был одним из первых летних театров Подмосковья. «Театральная газета» так описывала это здание: «Театр помещается в саду г. Щеглова и очень походит на большой сарай, ничем не отделанный и не убранный. Впрочем, слышно в нём хорошо, а это, разумеется, главное».

В 1876 г. близ Музыкального Вокзала в Павсловске был выстроен Летний Театр.

Р.Н.: Летние театры выполнили полноценные функции театра или служили для чего-то ещё?

О.К.: В последующие годы, имея в виду начало XX века, ход истории наложил свои отпечатки, в том числе и на летние парковые театры. После революции 1917 года Летние театры, где ранее отдыхала «сытая буржуазия», проводившая время легко и приятно, сделались местом революционных постановок. Позже летние театры стали дополнительно использовать как кинотеатр. А затем мода на летние кинотеатры постепенно угасла, и многие достойные памятники стояли много лет в полном запустении, ожидая лучших времен. Взять хотя бы здание летнего театра города Сочи, построенное в формах позднего классицизма и несущее в себе все стилевые особенности архитектуры курорта первой половины XX века. Там на протяжении многих лет пытались и даже частично делали реставрацию, но результат не оправдал ожидания, и только недавно театр начал функционировать.

Изящное двухэтажное здание в неорусском стиле, выстроено по проекту архитектора Н. Л. Бенуа.

Р.Н.: Известно, что Ваша компания приступает к комплексным научным исследованиям и реставрационному проектированию одного из памятников архитектуры ВДНХ – «Зелёному театру».

О.К: – Надо сказать, что за время своего существования ВДНХ неоднократно меняла свое название, называясь то ВДНХ, то ВСХВ, ВВЦ, хотя в настоящее время это не выставка, а большой городской парк с рукотворным городским ландшафтом. На территории ВДНХ расположено 49 объектов культурного наследия (памятников истории культуры), в том числе объект культурного наследия «Зелёный театр».

Сочи. Летний театр Архитектор В. С. Кролевц, 1937 г. Фото 1971 г.

История «Зелёного театра» состоит из нескольких временных этапов или периодов. Первый вариант здания театра возвели в 1939 году по проекту Бориса Ефимовича. Он представлял собой интересный пример садово-парковой архитектуры, сочетающий в себе как приемы авангарда, так и черты эпохи барокко и классицизма, а вплане явно угадывались признаки образа древнегреческого театра. Правда, при всех этих признаках он был построен деревянным, как и многие летние театры, включая их основные несущие конструкции.

Сочи. Летний театр Архитектор В. С. Кролевц, 1937 г. Фото 1971 г.

В послевоенной редакции после реконструкции театр приобрел новый художественный образ, пластике его фасадов была придана монументальность, характерная для неоклассицизма тех лет, но конструкции так и остались деревянными, что само по себе представляет повышенную пожароопасность. Есть примеры сгоревших летних театров, таких как Летний театр в центральном городском парке города Пушкино, построенный в 1896 году и уничтоженный пожаром в 1993 году, Царицыно, где на месте старого в 1964 построено здание Театра «Царицыно»и другие. Благо на сегодняшний день существует множество пожаростойких, негорючих материалов и различных антипиренов. При проведении реставрационных работ, мы будем уделять необходимое внимание противопожарным мероприятиям.

Летний театр. Царсакое Село Эклектический по стилю органично соединил в себе элементы традиционного деревянного терема и архитектурные детали романтизма и неоготики.
Архитектор А.Н. Кнабе, 1896 г. Фото 1960-х гг.

Р.Н.: Как Вы считаете, есть ли перспективы развития у «Зелёного театра» и летних театров в целом?

О.К.: – Конечно, летние театры всегда имели большой успех у публики. Даже при монаршем дворе в теплое время года проводились театрализованные представления. Сейчас уделяется серьезное внимание благоустройству парков, парковых театров. Такие театры хороши еще и тем, что в них можно проводить совершенно разноплановые мероприятия. Их вместимость, в среднем 2000-3000 тысяч мест, позволяет говорить о коммерческой составляющей.

У аркады появился эксцентриситет. Это момент кручения из середины в результате которого может наступить полное разрушение.

Это могут быть концерты, кинопоказы, фестивали, спортивные, семейные мероприятия и, заметьте, что всё это на свежем воздухе. Кстати, у нас и во всей Европе остаются очень актуальными «променад-концерты». Это направление продолжает тему «променадных» концертов, которые устраивались в лондонских парках, где люди могли прогуливаться и одновременно слушать музыку. «Зеленый театр» с самого начала своей истории должен был стать одной из легендарных площадок столицы, и он вполне оправдал ожидания москвичей и гостей столицы.

На сцене Зеленого театра выступали Государственный симфонический оркестр СССР, Краснознаменный ансамбль имени Александрова, оркестр народных инструментов имени Андреева, хор имени Пятницкого, Ансамбль ЦДДЖ под руководством Исаака Дунаевского, Ансамбль народного танца Игоря Моисеева, Московский театр оперетты, артисты оперы и балета Большого театра СССР, джаз-бенд Леонида Утесова. Апрель 1961 года стал особым для театра, на его базе начала работать Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства. Благодаря талантливым учителям и мастерам искусства: Леониду Утесову, Рине Зеленой, Сергею Бондарчуку, Клавдии Шульженко, здесь зажигались будущие звезды. На этой сцене, будучи ещё маленькой девочкой, делала свои первые шаги известная молдавская певица София Ротару. Здесь выступали мастера эстрады: Валерий Леонтьев, Юрий Богатырев, Любовь Полищук и многие другие талантливые артисты. Площадка театра всегда считалась счастливой. Уверен в том, что подмостки «Зеленого театра» останутся счастливыми, и здесь ещё пройдет много концертов именитых звёзд эстрады, зажгутся новые имена исполнителей! Это станет возможным уже после проведения реставрации… Специалисты нашей компания провели обмеры путем лазерного сканирования, выполнили часть исследований. Впереди сложная и интересная работа.

«Зеленый театр» Фото начала 1950-х гг.

Россия. Наследие: Александр Владимирович, ваша группа приступила к разработке научно -проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ с приспособлением для современного использования объекта культурного наследия федерального значения: «Зеленый театр», какие у Вас ожидания по предстоящей работе?

А.Б.: Во-первых, уже понятно, что проект будет достаточно сложным. Дело в том, что здание «Зелёного театра» одно из старейших на ВВЦ, сооружено в 1939 году и перестроено в 1954 полностью из дерева, за исключением цокольного этажа. В годы послевоенного восстановления выставки архитектор Борис Ефимович построил новый «Зеленый театр» в виде полукруглого амфитеатра, воспроизводящего формы французского шато. Для организации сценической площадки введена внутренняя открытая колоннада составного сечения, связанная арками с габаритами сцены, вокруг которой располагается ряд сценических помещений. Большую сцену-полумесяц окружают классические колонны, поддерживающие крышу. По краям деревянной сцены расположились две портальные четырехъярусные граненые осветительные башенки. Первоначально они были ниже, но по проекту Бориса Ефимовича были надстроены. Башенки созданы в качестве высоких доминант и выполнены в контрасте с интерьерной архитектурой сценической площади.

Места зрительного зала расположены открытым амфитеатром с радиальной расстановкой мест. Периметр зрительного зала обнесён каменной подпорной стеной с лестницами и пандусами для прохода. Главный фасад здания представляет собой кулисы театра, выполненные в виде полукруглой в плане галереи. Северный и западный фасады решены в простых формах. По оси северного фасада был устроен административный вход, оформленный полукруглой ротондой с колоннадой и двумя лестницами. Наружные стены были оштукатурены и украшены лепным декором. Сцена со зрительным залом являются открытыми, не отапливаемыми. Проект театра по факту, конечно, немного отличается от того, что было построено. В принципе, и конструктив немного расходится с тем, что в итоге было построено. Здание является одним из первых на ВДНХ. Это образующее самого ВВЦ. То есть все основные постройки - это и есть первоначальный облик ВДНХ, и несмотря ни на что, театр всё равно сохраняет свой определённый шарм.

В настоящее время здание «Зелёного театра» находится в аварийном состоянии на локальных участках. Дерево полностью сгнило, по крайней мере, в тех местах, которые мы раскрыли при исследованиях. Колонны в таком же состоянии. Очень интересная подковообразная колоннада, находящаяся сверху на крыше, также в аварийном состоянии. Колоннада сгнила полностью, и в настоящий момент держится только на штукатурке. Печальна ситуация и с центральным входом: все цокольное пространство прогнило, балки из швеллеров проржавели и требуют замены, а на пол цоколя опираются колонны, несущие кровлю центрального входа.

Подчиняясь общему архитектурному замыслу ВСХВ Зеленый театр был построен деревянным и носил временный характер. Из дерева была сделана не только его внешняя обшивка, но и основные несущие конструкции, в том числе и каркас. Он представлял собой интересный пример садово-парковой архитектуры, сочетающий в себе как приемы уходящего в прошлое авангарда, так и приемы, отсылающие к эпохе барокко и классицизма. В его плане и в месторасположении угадывалась явная отсылка к образу древнегреческого театра.
В 1939 году сцена театра представляла собой два двухэтажных корпуса, объединенных меж собой полуциркульной декоративной аркадой и расположенной по центру (в глубине) входной группой, игравшей роль кулис, из которых выходили артисты.

В принципе, в здании «Зелёного театра» проводились реставрационные работы в 2014 году, но, судя по сегодняшнему состоянию здания, они коснулись только зрительного зала.

К сожалению, были утрачены металлические фонари в виде колосьев, которые были даже с номерными табличками, сохранившимися со времён Советского Союза, их все разобрали. Надо отдать должное «советской» штукатурке. На сегодняшний день здание фактически стоит на ней. Я взял кусок раскрытого участка деревянной колонны и просто стёр его в пыль. Даже визуально видно, что аркада начала поворачиваться, у неё появился небольшой эксцентриситет. В данном случае это момент кручения из середины, поэтому все колонны наклонились в разные стороны, то есть пошла подвижка, в результате которой может наступить полное разрушение. Мы планируем по максимуму сохранить аркаду, подвесить, заменить гнилые участки, сделать её из тех же материалов, со всем убранством, отделками с теми же сечениями. Это будет очень большая работа.

Р.Н.: Чего коснётся реставрация, какие работы будут проводиться?

А.Б.: – По предварительным данным реставрационные работы будут состоять из следующего: фрагментарная замена аркады, фрагментарная замена верхних частей башен, вместе с шатрами и т.д. Внутри под штукатурками и карнизами конструкция полностью сгнила и является уже непригодной, что подтверждено заключением микологов и инженеров-конструкторов. Также деревянная обшивка бетонных башен, по которым нанесен штукатурный слой, сгнила практически полностью.

Реставрация будет проводиться с максимальным сохранением подлинных исторических элементов с теми же материалами, при использовании того же сечения. Единственное отличие в том, что мы покроем его антипиренами, гидроизолами. Сейчас идут научные исследования, прошли обмеры с использованием метода лазерного сканирования, отборы проб по технологическим исследованиям и микологии. Мы заканчиваем работы по установке шурфов и зондажей. Предполагаем провести отбор проб под подошвой фундаментов, чтобы определить прочность грунтов, сделать расчёт нагрузок. Мы направим все свои усилия на максимальное сохранение здания, чтобы оно простояло ещё 100 лет до следующей реставрации.

По оси северного фасада устроен административный вход, оформленный полукруглой ротондой с колоннадой и двумя лестницами.

Планируется воссоздание витражей, которые раньше там исторически располагались и когда-то были заштукатурены, а с восточной стороны в средней части фасада просто разобраны. При обследовании обнаружились заложенные дверные проёмы, из которых делали окна. То есть будем воссоздавать именно исторический облик. В ближайшее время определится необходимость проведения противоаварийных работ. Я думаю, что они необходимы, ведь «Зелёный театр» предусматривает выступление известных артистов и «звёзд». Если артист провалится или на него упадёт аркада, будет неприятно, если конечно это артист, которого я слушаю.

Р.Н.: Сейчас зрительские места решены сплошными деревянными лавками, хотя по первоначальному проекту были стулья. Какое решение будет принято у вас?

А.Б.: Мы, скорее всего, будем делать новые похожие лавки потому, что это удобнее для зрительного зала и практичнее, чем стулья. Проект приспособления предполагает подход и зрительские места для маломобильных групп населения.

Деревянная обшивка бетонных башен, по которым нанесен штукатурный слой, сгнила практически полностью.

Р.Н.: Для вас «Зелёный театр» один из рядовых объектов или нечто особенное, знаковое? Какова основная цель этого проекта?

А.Б.: Это мой первый опыт театра. В основном до него были церкви. У меня очень большой опыт реставрационного проектирования усадеб и даже нового строительства. По моим ощущениям, «Зелёный театр» очень похож на красивую усадьбу: большие порталы, центральные входы. Поскольку это летний театр, концерты в нём проходят только летом в хорошую погоду. Находиться в приятном парке, слушать любимую группу - это самое прекрасное, что может быть.

Основная цель проекта - это воссоздание именно исторических форм, даже в мелочах нужно воссоздать первоначальный облик. Мы вернём прежний вид балюстрадам, ведь сейчас они залиты бетоном в пространстве баз, восстановим уровень полов. Ведь из-за того, что они приподняты, пропали все базы колонн. Казалось бы, что это мелочь, но всё это имеет значительный визуальный эффект, важный для исторического восприятия. Еще одна из целей проекта – вернуть исторический цвет театру, ведь название «Зелёный театр» не означает, что он зелёный, а лишь то, что он находится в зелени, хотя периодически он имел и зелёный цвет стен. В 2014 году был определен исторический цвет – цвет слоновой кости. При расчистках мы его увидим и более грамотно подберём по колеру.

Наша работа, как реставраторов - сохранять историю, а не модифицировать её неуместными идеями. Памятник - это произведение искусства, и цена этого произведения в его подлинности.

Поделиться: