Автор: Юлия Ракитина
Автор: Юлия Ракитина
Искусствовед, специальный корреспондент "Россiя. Наследие"
Возвращение Авроры
Практика
23.08.16 / 06:06

Долгие два года панорама Петроградской набережной была непривычно пуста. Легендарный крейсер "Аврора" находился на ремонте Кронштадтского морского завода с 2014 года. Наконец 16 июля 2016 года корабль №1 ВМФ России вернулся к месту своей вечной стоянки в акватории Невы. За триумфальным возращением следили тысячи петербуржцев, гостей северной столицы, репортеров и фотографов. Ожившая и похорошевшая «Аврора» вызвала как восторги, так и вопросы. Например, какова роль таких необычных памятников в культурном наследии города? С какими сложностями столкнулись реставраторы? И почему в процессе ремонта пришлось задействовать биологов? 

Звание первого корабля ВМФ «Аврора» носит по праву. Крейсер был спущен на воду в 1900 году в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду. Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почетного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате "Аврора". Общая стоимость крейсера составила примерно 6,4 млн рублей – по меркам тех лет целое состояние. Но и ремонт легендарного крейсера в наше время оказался весьма дорогим: стоимость проведенных за два года работ оценивается в 834 миллиона рублей. За время боевой службы "Аврора" прошла более 100 тысяч миль и участвовала в трех войнах: Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой. С 1948 года крейсер, ставший одним символом Октябрьской революции был отбуксирован на вечную стоянку. До 1956 года «Аврора» служила учебной базой Ленинградского Нахимовского училища, затем стала музеем. В 1992 году на корабле был вновь поднят Андреевский флаг.

История Авроры это не только воинская слава и выигранные сражения, за ее более чем вековую историю случались и настоящие курьезы. Например, свое поэтичное имя в честь древнегреческой богини рассвета, «Аврора» могла и не получить – и стала бы вместо этого «Полканом». По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера. Варианты были такие: "Аврора", "Наяда", "Гелиона", "Юнона", "Психея", "Аскольд", "Варяг", "Богатырь", "Боярин", "Полкан", "Нептун". Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: "Аврора".

Однообразная морская жизнь, тяжелый труд и ужас военных действий заставляли моряков искать разные способы чем-то украсить свою жизнь. Поэтому у моряков на "Авроре", как и на многих других кораблях, были свои питомцы. На крейсере некоторое время обитали два крокодила. Они были взяты на борт в одном из африканских портов по пути следования крейсера к берегам Японии. Крокодилам дали клички: одному - Сам, другому - Того, по имени японского адмирала Хэйхатиро Того, который позднее руководил разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры. Крокодилам устраивали купания, набирая воду в тенты. Помимо них на «Авроре» был настоящий зоопарк: «…и спать ложиться-то страшно: из одного угла на тебя крокодил ползет, в другом удав свернулся клубочком. Встанешь, пойдешь искать местечко побезопаснее, и со всех ног летишь на палубу, споткнувшись о черепаху (их у нас две, громадные, на них становиться обеими ногами можно). Идешь дальше: там ворчат, хрюкают лемуры, там хамелеон шипит, а пруссаки... что про них и говорить! Хуже собак накидываются, скоро всю шкуру с тебя сгрызут» - писал Владимир Кравченко, судовой врач «Авроры».

Успела «Аврора» и сняться в кино. В 1946 году «Аврора» с блеском исполнила роль крейсера “Варяга”. Ради съемок корабль «загримировали»: сняли щиты с орудий, построили командирский балкон на носу и установили четвертую фальшивую трубу.

***

Крейсер 1-го ранга "Аврора" - объект культурного наследия РФ. Предыдущий ремонт "Авроры" был в 1984 году. За время нынешней реставрации проведен доковый ремонт корпуса, в частности, заварена трещина выше ватерлинии под иллюминатором корабля. Внешне «Аврора» существенно не изменилась: знаменитые три трубы, орудия по периметру остались на месте. При этом палуба крейсера была частично заменена на более прочную и удобную, корпус - очищен, обследован и заново покрашен. Трещина выше ватерлинии под иллюминатором заварена и зачищена; восстановлены спасательные шлюпки, отреставрировано тиковое перо руля крейсера. Проведен внутренний ремонт: зачистка, обследование, ремонт и покраска цистерн и танков, донно-забортной арматуры и механизмов, соприкасающихся с внешней средой. В машинном отделении был проведен капитальный ремонт дизель-генераторов судна. На корабле установлены новые системы пожаротушения, мониторинга и сигнализации. На палубе теперь предусмотрено специально место под салютную пушку, т.е. по праздникам и торжественным поводам с «Авроры» будет возможен запуск салюта. Чтобы не нарушать исторический облик крейсера пушку будут выставлять только по необходимости, а на остальное время - убирать.

Также восстановлен исторический интерьер крейсера, а музейные залы – расширены и обновлены. До реставрации экспозиция музея на крейсере «Аврора» была полностью посвящена Октябрьской революции. Сейчас же выставочная часть заметно расширена: она включает в себя 9 залов и 6 тематических блоков, посвященных не только событиям 1917 года, но и истории самого корабля, службе и быту личного состава судна, а также участию крейсера в Русско-японской войне 1904-1905 годов, Первой мировой и Второй мировой войнах. Также на «Авроре» восстановлен и сделан частью экспозиции медицинский блок, на котором впервые в России было применено рентгеновское оборудование.

Экспозиция стала интерактивной: помимо документальных материалов и фотографий, воссозданы исторические сцены, появятся манекены матросов, костюмы, флаги, корабельная утварь, предметы быта. Подробности о каждом из представленных экспонатов посетители смогут узнавать из аудио-комментариев. Кроме того, в «Авроре» предусмотрен и небольшой зал для временных выставок. Таким образом, легендарный крейсер из символа только Октябрьской революции должен стать памятником истории российского военно-морского флота в целом.

Помимо прочего, на обновлённом крейсере заработает Wi-Fi, так что можно сказать, что корабль продолжает идти в ногу со временем. При этом действовать «Аврора» будет не только как музей: на крейсере оборудованы два кубрика для личного состава корабля и два учебных класса Нахимовского военно-морского училища, где курсанты будут изучать основы мореходного дела.

Реставрация не обошлась и без курьезов. По сообщению агентства ТАСС, Крейсер "Аврора" сохранит советскую символику и вернется после ремонта с гербом СССР на корме. Ранее было объявлено, что советские символы на "Авроре" - герб и красная звезда планируется заменить на российские, как более соответствующие текущему статусу корабля. "На данный момент решено, что символика, которая есть, остается", - рассказал представитель Кронштадтского морского завода Глеб Чубинский-Надеждин. Советник губернатора Петербурга Игорь Курдин пояснил, что "такое решение связано с тем, что "Аврора" является объектом культурного наследия, и этот статус не позволяет производить какие-либо изменения во внешнем виде памятника". Вместе с тем, статус корабля номер 1 ВМФ России требует наличия современных государственных символов. По оценкам специалистов, стоимость работ по замене советских символов на российские составляет около полумиллиона рублей.

Кроме того, возвращение «Авроры» потребовало проведения работ по углублению дна Невы на месте стоянки корабля. Они были проведены по окончании ледостава и после проведения экологической экспертизы в апреле 2016 года. Дно Невы на месте стоянки "Авроры" засорилось илом и требует углубления на 2,5 метра - с нынешних 6 метров до 8,5, для чего потребуется извлечь и вывезти на свалку 45-50 тыс. куб. метров грунта. Стоимость извлечения и вывоза 1 куб. метра грунта со дна Невы в этом месте составляет примерно 1 тыс. рублей. Предыдущий комплекс работ по углублению дна Невы для "Авроры" проводился 30 лет назад, тогда было извлечено около 150 тыс. куб. метров грунта.

Помимо котлована, пришлось восстановить илоулавливатели - траншеи на дне Невы, которые также нуждались в очистке, и расчистить четыре сорокатонных бетонных якоря "Авроры", которые за годы нахождения на дне ушли в грунт.

Биологи довольно быстро забили тревогу – ведь нерест корюшки, такого же символа Петербурга как и крейсер «Аврора», должен была проходить как раз начиная с апреля, во время работ по расчистке дна. Ситуация представлялась безвыходной – погодные условия делали возможными эти работы только в апреле, а без возможности нереста популяции корюшки был бы нанесен необратимый урон. «Рыбные запасы водных объектов бассейна Финского залива находятся в депрессивном состоянии вследствие комплексного влияния климатических и антропогенных факторов, поэтому дополнительное воздействие на них может привести к необратимому снижению рыбопродуктивности водоемов» - заявил Денис Беляев, глава Северо-Западного управления Росрыболовства. Однако ученые – биологи, инженеры, реставраторы – нашли компромисс, устроивший всех. Кажется, корюшка не пострадала, а работы по углублению дна были проведены в срок. В качестве благодарности этой рыбке, Министерство обороны РФ предложило провести следующий праздник корюшки на борту «Авроры».

Поделиться: