Автор: Феликс Грозданов
Храм над рекой времени
Народная воля
12.03.16 / 02:02

Храм Христа Спасителя дважды стал подлинным символом единения страны и главной российской святыней. В первый раз этот храм был построен в ознаменование победы над Наполеоном в веке ХIХ, а вторично он возродился как символ победы над бездуховностью. В Москве немало знаковых сооружений, созданных на народные пожертвования. У каждого из них была своя задача. Храм Христа Спасителя был призван соединить распавшуюся связь времен.

Храм Христа Спасителя. 2015 год
Храм Христа Спасителя. 2015 год
Фото: www.globallookpress.com

В праздник Рождества Христова, 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I подписал «Высочайший Манифест о об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». С тех пор и вплоть до революции 1917 года 25 декабря считался государственным праздником, ежегодно в этот день во всех храмах России служились благодарственные молебны о победе над Наполеоном. Идея же создания в Москве, лежащей в ту пору в развалинах после жесточайшего пожара, грандиозного храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Кикину. Тот через адмирала Александра Шишкова в ноябре 1812 года, когда исход Отечественной войны был фактически предрешен, передал императору петицию соответствующего содержания. Самодержец ее поддержал и постановил построить храм «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Благодарность воинам, пострадавшим за свой народ и Родину, благодарность Богу и святым-покровителям за духовную помощь, оказанную в ответ на молитвы трудных дней. И храм-памятник в честь победы над французами продолжил в русской культуре XIX века эту древнюю традицию. А идея его строительства получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества.

Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, архитектор А. Витберг

Конкурс на возведение храма выиграл архитектор Александр Витберг, предложивший создать монументальный ансамбль, выдержанный в строгих формах ампира. Сам собор должен был стать трехчастным по вертикали и символизировать Воплощение, Преображение и Воскресение. Перед архитектором стояли три задачи: чтобы храм соответствовал величию России, имел оригинальную архитектуру, а его камни «были говорящими идеями религии Христа». Проект трехъярусного храма Витберга включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн из трофейных пушек, а также памятники русским монархам и знаменитым полководцам. Этот, а впоследствии переосмысленный архитектором Константином Тоном грандиозный замысел, требовал огромных финансовых вложений. Поэтому храм было решено строить всем миром. Ведь именно так, как известно, и была одержана победа в Отечественной войне. В 1812 году дворяне, купцы и мещане жертвовали все, что имели - провиант, волов и лошадей для действующей армии и для формируемых правительством военных сил. В денежном эквиваленте их вклад в победу превышал 42 миллиона рублей!

Проект храма Христа Спасителя, архитектор К. Тон

Добровольные пожертвования христиан всегда считались одним из актов поклонения. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого», - читаем мы в Деяниях (2:44,45). Для строительства первого храма со Скрижалями Завета царь Давид выкупил в Иерусалиме землю на горе Мориа с Камнем Основания и призвал израильский народ: «для каждой из золотых вещей, и для каждой из серебряных, и для всякого изделия рук художнических. Не поусердствует ли [еще] кто жертвовать сегодня для Господа?» (1Пар.29:5). Этим было положено начало добровольным приношениям, совершаемым верующими. Побуждением к этим щедрым даяниям служила не просто какая-то из заповедей Писания, а дух любви.

Проект храма Христа Спасителя, архитектор К. Тон

Вот и на новый храм жертвовали и простые солдаты, и ветераны Отечественной войны 1812 года, и знаменитые москвичи. Во всех столичных храмах были организованы специальные жертвенные ящики «На Храм Христа Спасителя». Кроме того, появилась специальная городская касса, куда приносили деньги купцы, их жены, дочери, мастеровые, мещане, священнослужители. При этом в кассе тщательно фиксировались все поступления — вплоть до совсем небольших приношений. Ко всем меценатам и жертвователям была общая просьба - не присылать в дар иконы, поскольку они должны были быть «сообразны мере иконостаса». Семьи Петра Багратиона, Дениса Давыдова, Матвея Платова и многие другие герои войны 1812 года внесли на строительство около 100 тысяч рублей. Московский купец Петр Губонин, известный тем, что выделил более 200 тысяч на обустройство Пятницкой церкви и участвовал в создании Политехнического музея, выделил несколько сот тысяч рублей и на строительство Храма Христа Спасителя, что было самымкрупным пожертвованием. Но особенно крупные суммы от богатых слоев общества, которые в принципе и сами могли целиком покрыть всю смету строительства, не принимались — ценно и символично было именно всенародное участие в этом деле, участие каждого. Нередкими были и случаи богатых частных вкладов в строительство «натурой». Купцы со всей России выстраивались в очередь с целым обозами кирпича, чтобы отдать его бесплатно, а комиссия оценивала его качество, и при малейшей претензии обозы отсылались обратно. Причем купцы словно бы соревновались в благотворительности – кто больше пожертвует новому храму. В 1813 году знаменитый потомственный горнопромышленник Демидов пожертвовал на строительство 211 золотых империалов (вышедших из обращения золотых монет достоинством 10 рублей каждая). Они пошли на золочение куполов. Великий князь Константин Павлович прислал московскому градоначальнику графу Федору Растопчину 27 фунтов серебряных монет, отбитых у врага — после переплавки они пошли на украшение интерьеров будущего храма. Преосвященный Августин — управляющий московской митрополией архиепископ дмитровский - передал для храма утварь, а настоятели всех двадцати пяти московских монастырей прислали весомые денежные пожертвования. Внес свой денежный вклад и каждый из великих князей и княгинь. По все Империи начался сбор пожертвований. И вскоре стали поступать деньги «от разных особ»: от частных лиц, торговых обществ, дворянских собраний, духовенства, губернаторов и вице-губернаторов многих губерний Российской империи.

Торжественная закладка храма состоялась на Воробьевых горах 12 октября 1817 года. Началось строительство, которое вскоре пришлось прервать из-за непригодности почвы. В довершение всего Витберга обвинили в растрате казенных сумм. Начался судебный процесс, по итогам которого архитектора признали виновными «в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне» В покрытие государственного долга все имущество осужденных было реквизировано и продано с торгов. В 1835 году Витберга отправили в ссылку в Вятку с запрещением ему служить.

Фото времен строительства храма Христа Спасителя. 1859 г.

Строительство храма Христа Спасителя. 1856 г.

Продолжая дело своего царственного брата, император Николай I утвердил в 1832 году новый проект, исполненный академиком архитектуры Константином Тоном. Император лично выбрал место на берегу Москвы-реки рядом с Кремлем, на месте Алексеевского женского монастыря, и учредил высочайшую комиссию по построению нового храма. Торжественная закладка храма Христа Спасителя в Москве состоялась 10 сентября 1839 года. Через десять лет, в 1849 году, был закончен свод главного купола, и лишь к 1860 году была завершена наружная облицовка. И долгих двадцать три года продолжалась после этого внутренняя отделка. Все это время сбор средств на создание храма продолжался по всей стране. Пожертвования приходили даже из Польши, Пруссии и Саксонии, освобожденных русскими солдатами в ходе зарубежных походов 1813-1814 годов. В итоге из потраченной на сооружение храма суммы в 1 млн 239 тыс. рублей примерно треть составляли частные пожертвования русских и иностранцев.

А после постройки, возведенный во многом на народные пожертвования, собор сам стал местом помощи нуждающимся. При Храме Христа Спасителя было учреждено общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей. Пожертвования, собираемые ими, шли на вспомоществование бедным мирянам, беженцам и раненым.

В этом храме отмечались 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых... Но грянула революция. Уже в январе 1918 года специальным декретом государство прекратило финансирование церквей. Для поддержания жизнедеятельности храма было организовано «братство храма Христа Спасителя», которое за короткий срок на средства частных жертвователей провело временное электрическое освещение, организовало церковный хор, читальню, отремонтировало ризницу. Но спасти Храм не удалось, в 1931 году он был разрушен. И стоять бы тут Дворцу Советов с исполинским Лениным на верхушке, да началась война. Сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали на противотанковые «ежи». А потом страна была в разрухе, и стройка затихла. В 1960 году на месте храма открылся плавательный бассейн «Москва», работавший до 1994 года. Сегодня мало кто знает, но первым поднял вопрос о восстановлении храма Христа Спасителя… первый космонавт планеты Юрий Гагарин.

Выступая в 1965 году на заседании пленума ЦК «По воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа» Юрий Алексеевич с кремлевской трибуны заявил: «На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».

А в 1988 году в Манеже собралась инициативная группа, поднявшая затем широкое общественное движение, создавшая и зарегистрировавшая первую общину Храма Христа Спасителя. В 1990-м появилось обращение Священного Синода Русской Православной Церкви в Правительство РФ с просьбой разрешить воссоздание Храма Христа Спасителя на его прежнем месте, после чего было организовано движение за возрождение храма. И сразу же стали поступать средства от Русской Православной Церкви, отдельных граждан и коммерческих фирм. В том же году в зале «Россия» был дан благотворительный концерт, посвященный 150-летию закладки творения Константина Тона. В антракте и по окончании вечера в зале организовали сбор пожертвований на восстановление святыни России. Он составил 5288 рублей 25 копеек - сумма значительная по тому времени. По 200 рублей внесли тогда гости из Сиднея - русские австралийцы Буровникова и Максимов. По 100 рублей пожертвовали москвичи - семья Правдиных и Наталья Кокорева, 50 долларов внес Евгений Новиков из Нью-Йорка. С этих небольших частных пожертвований и началось финансирование восстановления Храма Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя 1903 г.

Вид на Храм Христа Спасителя и Каменный мост. 1903 г.

7 января 1995 года состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент нового Храма Христа Спасителя.

«Видеть перед глазами яму с лужей, терпеть нарыв на теле, этот градостроительный провал, было нетерпимо, - вспоминает тогдашний мэр столицы Юрий Лужков. - Поэтому в долгосрочный план Москвы был вписан пункт о воссоздании храма. Поначалу все происходило в тлеющем режиме. Но узнав, что в недрах таится брошенный прочный фундамент недостроенного дворца, завелся. Из тлеющего режима перешел в режим горения. Банкиры и крупные фирмы обещали поддержку, если дело не затянется, как в прошлом, на сорок лет. Президент дал добро при условии, что не последует нагрузки на федеральный бюджет. Патриарх, поразмыслив, благословил. Словом, закипела работа!»

Именно благодаря помощи спонсоров и меценатов всего за один год, а не за двадцать лет, как в ХIХ веке, удалось сомкнуть своды собора, уложив 180 тысяч тонн монолитного бетона, миллионы кирпичей, способных выдержать нагрузку от 150 до 200 килограммов на квадратный сантиметр.

Вид на Храм Христа Спасителя. Начало XX века.

В итоге за первые три месяца строительства храма благодаря рядовым москвичам и столичным предпринимателям было собрано 440 тысяч рублей. А в 2000-м году состоялось освящение храма собором архиереев. Сегодня Храм Христа Спасителя, построенный во многом на народные пожертвования, и сам помогает нуждающимся.

«Мы начали с того, что отвечали на письма заключенных, - рассказывает митрофорный ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев. - Решили, что будем посылать предметы одежды, туалетные принадлежности, письменные приборы, литературу. Отсылаем Новый Завет и просветительские книги. Также посылаем утварь в несколько церквей, которые были открыты при колониях, богослужебные книги, облачения. Позже наладили связь с 32 военно-морским госпиталем, с госпиталем имени Н.Бурденко. В детскую республиканскую больницу привозим лекарства, которые необходимы, но не предусмотрены централизованными поставками, иначе родителям больных детей приходится доставать их за свой счет».

В этом вспомоществовании нуждающимся можно увидеть времен связующую нить, продолжение дела, начатое храмом в XIX столетии.

Символично и то, что на стенах можно, как и прежде, прочесть: «Завещал Александр I,заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III».

А рядом — мраморные таблички с указанием частных лиц и компаний, которые помогли воссоздать этот величественный храм-памятник.

Поделиться:

похожие материалы