Жилые здания и гидротехнические сооружения. Чем отличается здание от сооружения? Жилые здания и гидротехнические сооружения Сооружение мостового типа 8 букв

 Жилые здания и гидротехнические сооружения. Чем отличается здание от сооружения? Жилые здания и гидротехнические сооружения Сооружение мостового типа 8 букв

В гражданском, земельном и градостроительном российском праве отсутствуют такие отдельные понятия как «здание», «строение», «сооружение». И это ведет к многочисленным спорам во время строительства, а также признания вышеуказанных понятий объектами недвижимости. Еще одной проблемой является выяснение: какие из этих зданий, сооружений и строений относятся к объектам а какие - нет.

Здание. Что это такое?

Технически и нормативно давно определены понятия «строение», «здание» и «сооружение». Что такое здание, описывает ОК 013-94 (Общероссийский классификатор основных фондов). Это архитектурно-строительный объект, предназначенный для создания определенных условий с целью хранения ценностей, работы, культурного и социального обслуживания народонаселения. Здания должны иметь основную часть (крыша и стены), а также внутренние коммуникации для обеспечения нормального эксплуатационного периода.

К внутренним коммуникациям относят:

  • системы водопровода и канализации;
  • систему отопления;
  • осветительную систему и сеть электропроводки;
  • вентиляционные механизмы, установленные по общесанитарным нормам;
  • лифты и подъемники (при многоэтажном строительстве).

Сооружение. Что такое этот

Сооружение - это инженерно-строительный объект, предназначенный для создания условий процессу производства без изменений предмета труда, но с выполнением некоторый необходимых технических функций. Каждое одиночное сооружение, которое входит в число основного сооружения, составляя при этом единый объект, тоже носит название сооружение .

Элемент, покажут следующие примеры:

  • Мост (единый объект), и его элементы: мостовое полотно, опоры и пролетное строение - это тоже сооружения;
  • Нефтяная скважина - состоит из вышки и обсадных труб;
  • Эстакада - состоит из фундамента, настила, опор, пролетных строений и ограждений.

Также и линии электропередачи, кабельные линии связи, трубопроводы и тому подобные объекты подпадают под определение «сооружение». Что такое этот вид построек, можно коротко все построенное людьми с целью удовлетворения материальных и духовных нужд.

Строение. Что это такое?

Согласно российскому гражданскому праву, цивилистике строение - это объединяющий термин, который включает понятия здание и сооружение . можно сказать еще и другими словами, - это постройка, закрепленная на земельном участке юридически. То есть, в российском законодательстве есть форма построек - строение, которое имеет два вида: здание и сооружение. И многие люди, не имея технического образования, все эти три понятия воспринимают как синонимы.

Цели классификации

Самой главной задачей проведения данной классификации является содействие экономичному решению при их проектировании, и не проблемное строительство сооружений и зданий.

Основой для разделения строений на классы служат их назначение и значимость. Также устанавливаются:

  • нормы эксплуатационных характеристик и требований для обеспечения должного функционирования строений (площадь и объем, внутренняя и внешняя отделка, сантехнические, электротехнические механизмы);
  • нормы по огнестойкости и долговечности отдельных элементов конструкций.

Разделение по классам зданий и сооружений происходит отдельно по каждой группе их видов, похожих своим назначением (жилые здания, технические сооружения, линии электропередач, мосты и так далее).

Основная классификация

По назначению может быть:

  • теплоэнергетическое сооружение - это линии электропередач, столбы и опоры и так далее;
  • гражданское и промышленное;
  • техническое сооружение (примером такого строения может быть дамба);
  • дорожно-транспортное (сюда можно отнести эстакаду, трассу, дорожный мост и развязку).

По такому же признаку здания разделяют на:

  • жилые (предназначенные для временного или постоянного проживания);
  • производственные - где размещаются разного вида производства;
  • общественные - служат для размещения учреждений административного характера и для социального обслуживания.

Дополнительная классификация

В зависимости от материала, из которого изготовлены, делятся на:

  • деревянные;
  • бетонные;
  • каменные;
  • железобетонные.

По способу строительства данные объекты разделяют на:

  • монолитные;
  • сборные;
  • из объемно-пространственных блоков.

В зависимости от геометрии:

  • точечные;
  • площадные;
  • линейные.

В зависимости от характера применения объекты принято делить следующим образом:

  • постоянная эксплуатация сооружений и зданий;
  • временное использование.

В зависимости от значения делят на:

  • вспомогательные;
  • основные.

По величине ответственности:

  • высший уровень;
  • нормальный уровень;
  • пониженный уровень.

В зависимости от этажности разделяют на:

  • малоэтажные, которые имеют один или два этажа;
  • средней этажности, имеют от трех до пяти этажей;
  • повышенной этажности (6-7 этажей);
  • многоэтажные (от восьми до 29 этажей);
  • высокоэтажные (от 30 до 100).

Разделяют также данные объекты и на степени в соответствии с долговечностью, то есть способностью элементов конструкции не терять положенные качества для нормального процесса эксплуатации:

  • первая степень (больше чем сто лет);
  • вторая степень (от 50 до 100 лет);
  • третья степень (от 20 до 50);
  • четвертая степень (менее 20 лет).

Также существует классификация по огнеупорности, которая обуславливается длительностью в минутах:

  • утраты целостности;
  • утраты несущей способности;
  • утраты теплоизоляции.

Для обеспечения различных потребностей каждого человека и общества в целом возводятся самые разнообразные здания и сооружения, отличающиеся друг от друга своим назначением, конструкцией, этажностью, материалом, внешним видом, заглублением в землю и прочими признаками и качествами. Эти два термина используются как синонимы, но их значение неодинаково. Чем отличается здание от сооружения и важно ли понимать эту разницу?

Здания

Прежде чем ответить на вопрос о том, чем отличается здание от сооружения, рассмотрим по отдельности эти два понятия.

К зданиям относятся наземные капитальные строения с внутренним пространством и предназначенные для временного или постоянного пребывания людей и удовлетворения различных их нужд. Этажность может быть любой: от небольших коттеджей и дач до гигантских небоскребов и высоток. Использоваться здания могут не только для проживания людей, но и для сельскохозяйственной, производственной деятельности, различных общественных нужд, например, в качестве хранилища или склада. Важнейшим атрибутом при этом является капитальность строения, длительная эксплуатация.

Чаще всего внутреннее пространство зданий разделено на отдельные помещения.


Классификация зданий

В зависимости от высотности здания бывают:

  • малоэтажными (1-3 этажа);
  • средней высоты (от 4 до 9 этажей);
  • многоэтажными (от 10 до 16 этажей);
  • повышенной этажности (число этажей 17-25);
  • высотными, имеющими более 25 этаже.

По своему назначению здания и сооружения делятся на 2 группы:

  • гражданские, предназначенные для проживания людей и обеспечения их общественных, бытовых и культурных потребностей;
  • производственные, обеспечивающие нормальные условия производственных процессов, служащие для защиты рабочих и оборудования от атмосферных влияний и обеспечивающие необходимые комфортные условия работы трудящихся.


Гражданские строения

Здания разделяются на:

  • Жилые здания.
  • Общественные.

Жилые здания - дома, интернаты, общежития и т.д.

Общественные - учебно-воспитательные, лечебно-профилактические, научные, зрелищные, коммунальные и иные учреждения.

Особенность жилых и многих общественных зданий - наличие на небольшой площади большого количества отдельных помещений. Производственные здания отличаются от жилых наличием общих больших помещений, которые не разделены перегородками и стенами на комнаты и могут достигать огромных размеров (до нескольких гектаров).

В зависимости от материала и конструкции здания и сооружения подразделяются на деревянные (каркасные, брусчатые, рубленые, щитовые,), кирпичные, каменные, бетонные и железобетонные (крупнопанельные, крупноблочные, из объемных блоков).

Здания и сооружения промышленного назначения

Промышленные здания и сооружения - это одноэтажные или многоэтажные строения:

  • фабрики и заводы;
  • ангары;
  • мосты;
  • башни для телевидения и радиосвязи, гидротехнические сооружения, эстакады;
  • судостроительные эллинги;
  • электростанции, аэродромы, космодромы, водонапорные башни и т.д.


Классификация промышленных зданий

Промышленности здания подразделяют на четыре основные группы:

  1. Производственные. Сюда относятся здания, в которых расположены цеха, выпускающие полуфабрикаты или готовую продукцию.
  2. Вспомогательные. Это здания, где размещены административно-конторские помещения, бытовые помещения и устройства, медпункты и пункты питания.
  3. Энергетические. К этой категории относятся здания ТЭЦ, которые снабжают промышленные предприятия электричеством и теплом, трансформаторные и электрические подстанции, котельные, компрессорные и др.
  4. Здания транспортно-складского хозяйства. В эту группу входят стоянки промышленного транспорта, гаражи, пожарные депо, склады готовой продукции и т. д.

В зависимости от числа пролетов различают одно-, двух- и многопролетные промышленные здания и сооружения.

По количеству этажей - одноэтажные и многоэтажные. На сегодняшний день в строительстве преобладают именно одноэтажные здания (примерно 80%). Здания многоэтажные используют в производствах с легким технологическим оборудованием.

В зависимости от наличия подъемно-транспортного оборудования промышленные здания и сооружения делятся на бескрановые и крановые (с подвесным или мостовым оборудованием).

Что такое сооружение?

Сооружение — объемная, линейная либо плоскостная строительная система, имеющая подземную или надземную части. Состоит из несущих и ограждающих строительных конструкций и предназначена для выполнения различных производственных процессов, временного пребывания людей, хранения готовой продукции, перемещения грузов и людей.

  • линейные сооружения - линии электропередач, трубопроводы, дороги;
  • площадочные (стадионы, спортзалы и аэродромы);
  • глубинные и подземные и сооружения (хранилища, скважины, метрополитены, колодцы и др.).

К сооружениям также можно отнести:

  • Оградки, ограждения, заборы, вышки.
  • Подпорные опоры, башни, блоки и столбы.
  • Паромные блоки, мачты и плотины.
  • Тоннели, мосты, шахты, подземные каналы и ходы.
  • Статуи, памятники, кресты.
  • Другие инженерно-строительные объекты производственного, военного, государственного или административного назначения, линий связи, теле-, радиоэфирных систем, тепло-, электропередач и интернет-сетей.

Все перечисленные объекты относятся к сооружениям. Они выполняют вспомогательную культурно-религиозную или техническую функцию в жизнедеятельности людей.

Некоторые дополнительные особенности сооружений

Сооружение может быть возведено в качестве самостоятельного объекта независимо от места его будущего размещения на земельном участке. Любой объект сооружения, взятый в отдельности, может составлять одно общее полное сооружение, которое содержит всю инженерно-техническую инфраструктуру. По назначению они могут быть временного или длительного назначения и представлять собой либо завершённое строение, либо незавершенное.

Гидротехнические сооружения

Гидротехническими называют сооружения, которые используются для облагораживания, регулирования, перенаправления водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия воды. К ним относят причалы, дамбы рек, каналы, гидроэлектростанции, порты, подпоры рек. Помимо этого, существуют специализированные сооружения, например, гидромелиоративные системы, которые используются в сельском хозяйстве, сооружения морского и речного пароходства, водоводы, отстойники. Все перечисленные сооружения возводятся по мере развития и необходимости определенной отрасли хозяйства.

В зависимости от места расположения гидротехническое сооружение может быть:

  • морским;
  • речным;
  • озерным;
  • наземным;
  • подземным.

В зависимости от вида обслуживания гидротехнического сооружения отраслями водного хозяйства они могут быть:

  • водно-энергетические;
  • берегоукрепляющие;
  • мелиоративные;
  • воднотранспортные.

Также различают сооружения для канализации, подачи воды, использования водных недр, благоустройства города, эстетических и спортивных целей.

Сравнение

Чем отличается здание от сооружения? На сегодняшний день в юридической литературе эти понятия используются как синонимы. Но исторически к зданиям относились те строения, которые имеют надземную часть и обособленные помещения. Используются для проживания, учебы, производства, занятий спортом и т. д. Сооружения - любой объект, возведенный человеком (стадион, огневая точка, бункер, колонна и т. п.). Конструкции могут быть лишены надземной части. Более подробно, что такое здание и что такое сооружение, мы рассмотрели в статье. Эти понятия следует различать. Согласно сложившейся со временем практике, сооружение - понятие более широкое. Если здание назвать сооружением, это не будет ошибкой.

Итак, чем отличается здание от сооружения? Давайте подведем итог.

  1. Целевое назначение. Здания - это строения, приспособленные для проживания, работы и учебы людей. Сооружения - объекты, выполняющие технические функции.
  2. Конструкция. Здания, в отличие от сооружений, всегда имеют обособленные помещения и архитектурную завершенность.
  3. Индивидуальные особенности. У зданий всегда есть надземная часть, составляющая их основу. Сооружения могут полностью размещаться под землей.

Требования к зданиям и сооружениям: функциональная целесообразность, архитектурно-художественная выразительность, целесообразность технических решений, надежность, санитарно-технические требования с учетом природно-климатических и прочих местных условий, требования техники безопасности, экономичности строительства и т. п.

Старые или новые, со сложными или простыми структурами, эти здания, несомненно, самые невероятные в мире. Есть привлекательные, есть необычные, а есть просто сумасшедшие строения, ни на что не похожие. Порой бывает даже сложно сразу понять, что перед вами – дом или нечто другое?

Храм Лотоса

(Дели, Индия)

Главный бахайский храм Индии и сопредельных стран, построенный в 1986 году. Расположен в городе Нью-Дели – столице Индии. Огромное здание из белоснежного пентелийского мрамора в форме распускающегося цветка лотоса – одна из наиболее популярных среди туристов достопримечательностей Дели. Известен как главный храм Индийского субконтинента и главная достопримечательность города.

Храм Лотоса выигрывал несколько архитектурных наград и был упомянут во множестве газетных и журнальных статей. В 1921 году молодая бомбейская община бахаи испросила у Абдул-Баха разрешение возвести бахайский храм в Бомбее, на что был якобы дан ответ: «По воле Бога в будущем величественный храм поклонения будет возведен в одном из центральных городов Индии», – то есть в Дели.

«Хан Шатыр»

(Астана, Казахстан)

Крупный торгово-развлекательный центр в столице Казахстана Астане (архитектор – Норман Фостер). Открыт 6 июля 2010 года, считается самым большим шатром в мире. Общая площадь «Хан Шатыра» – 127 000 м2 . В нем размещены рознично-торговые и развлекательные комплексы, в том числе супермаркет, семейный парк, кафе и рестораны, кинотеатры, спортивные залы, аквапарк с искусственным пляжем и бассейны с эффектом волн, служебные и офисные помещения, паркинг на 700 мест и многое другое.

Изюминка «Хан Шатыра» – пляжный курорт с тропическим климатом, растениями и температурой +35°С круглый год. Песчаные пляжи курорта оснащены системой отопления, которая создает ощущение настоящего пляжа, а песок привезен с Мальдив. Здание представляет собой гигантский шатер высотой 150 м (шпиль), сконструированный из сети стальных вант, на которых закреплено прозрачное полимерное покрытие ETFE. Благодаря особому химическому составу он защищает внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса. «Хан Шатыр» вошел в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала Forbes Style, став единственным зданием со всего пространства СНГ, которое издание решило включить в свой хит-парад.

Открытие торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр» состоялось в рамках празднования дня Астаны с участием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В ходе торжественной церемонии открытия состоялся концерт мирового исполнителя, итальянского тенора классической музыки Андреа Бочелли. Самое интересное, что в этом удивительном месте может побывать любой тюменец: до Астаны – всего девять часов езды.

Музей Гуггенхайма

(Бильбао, Испания)

Разработанный американским архитектором Фрэнком Гери, музей Гуггенхайма представляет собой великолепный пример самых новаторских идей архитектуры XX века. Построенный из титана, он украшен волнистыми линиями, которые меняют свой цвет под солнечными лучами. Общая площадь – 24 000 м2 , 11 000 из которых посвящены выставкам.

Музей Гуггенхайма – настоящая архитектурная достопримечательность, образец дерзкой конфигурации и инновационного дизайна, обеспечивающий соблазнительный фон для произведений искусства, находящихся в нем. Это здание изменило взгляд мира на современную архитектуру и музеи и стало символом возрождения промышленного города Бильбао.

Национальная библиотека

(Минск, Беларусь)

История Национальной библиотеки Беларуси начинается с 15 сентября 1922 года. В этот день Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР была основана Белорусская государственная и университетская библиотека. Количество читателей постоянно увеличивалось. За свою историю библиотека сменила несколько зданий, а вскоре возникла необходимость строительства нового большого и функционального здания библиотеки.

Еще в 1989 году на уровне республики был проведен конкурс проектов здания новой библиотеки. Лучшим был признан «стеклянный алмаз» архитекторов Михаила Виноградова и Виктора Крамаренко. 19 мая 1992 года Постановлением Совета Министров Белорусская государственная библиотека получила статус национальной. 7 марта 2002 года президентом республики был подписан указ о строительстве здания государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси». Но его строительство началось лишь в ноябре 2002 года.

Торжественная церемония открытия «белорусского бриллианта» состоялась 16 июня 2006 года. Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко (который, кстати, получил читательский билет №1) на церемонии открытия отметил, что «это уникальное здание сочетает строгую красоту современной архитектуры и новейшие научно-технические решения». Действительно, Национальная библиотека Беларуси – уникальный архитектурно-строительный и программно-технический комплекс, построенный в соответствии с новейшими научно-техническими разработками и направленный на удовлетворение информационных и социокультурных потребностей общества.

В новом здании библиотеки размещены 20 читальных залов, которые рассчитаны на 2000 пользователей. Все залы оснащены электронными кафедрами выдачи документов, современным оборудованием, позволяющим осуществлять сканирование и копирование документов, печать с электронных копий. В залах есть компьютеризированные рабочие места, рабочие места для слабовидящих и слепых пользователей, оснащенные специальным оборудованием.

Кривой дом

(Сопот, Польша)

В польском городе Сопот на улице Героев Монте-Кассино расположен один из самых необычных домов планеты – Кривой дом (по-польски – Krzywy Domek). Создается впечатление, что он то ли расплавился на солнце, то ли это оптическая иллюзия, и это не сам дом, а лишь его отражение в огромном кривом зеркале.

Кривой дом действительно является кривым и не содержит ни единого ровного места и угла. Построен он в 2004 году по проекту двух польских архитекторов – Шотинского и Залевского, – впечатленных рисунками художников Яна Марцина Шанцера и Пера Оскара Дальберга. Главной задачей авторов перед заказчиком, которым стал торговый центр «Резидент», было создание такого внешнего вида строения, который бы привлекал как можно больше посетителей. В оформлении фасада использованы самые разные материалы: от стекла до камня, – а крыша из эмалированных пластинок напоминает спину дракона. Двери и окна точно так же несимметричны и причудливо изогнуты, придавая дому вид какой-то сказочной избушки.

Кривой дом работает круглосуточно. Днем здесь открыт торговый центр, кафе и другие заведения, а вечером – пабы и клубы. В темноте дом становится еще красивее. В 2009 году здание было признано одним из семи чудес Трехградья, в которое входят города Гдыня, Гданьск и Сопот. Согласно недавнему опросу издания The Village of Joy Кривой домик возглавил список пятидесяти самых необычных зданий мира.

Здание-чайник

(Цзянсу, Китай)

В Китае заканчивается строительство культурно-выставочного центра Wuxi Wanda Exhibition Center, выполненного в виде глиняного чайника. Это здание уже официально попало в Книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий чайник в мире. Выбор такой формы не случаен: глиняные чайники считаются символами Поднебесной еще с XV века. Они до сих пор производятся в провинции Цзянсу, где расположен Wuxi Wanda Exhibition Center. Кроме изготовления глиняных чайников, Китай славится и элитными сортами чая.

Фирма-застройщик The Wanda Group объявила, что на строительство культурно-выставочного центра было потрачено 40 млрд юаней (6,4 млрд долларов). В итоге получилась конструкция площадью 3,4 млн м2 , высотой 38,8 м и диаметром 50 м. Снаружи здание обшито алюминиевыми листами, которые обеспечивают необходимую кривизну каркаса. Помимо них немаловажную роль играют стеклянные витражи разного размера.

В центре Wuxi Wanda будут расположены выставочные залы, аквапарк, американские горки, колесо обозрения. Кроме того, каждый из трех этажей здания сможет вращаться по своей оси. Культурно-выставочный центр – часть торгово-развлекательного комплекса Tourism City, строительство которого планируют завершить к 2017 году.

«Хабитат 67»

(Монреаль, Канада)

Необычный жилой комплекс в Монреале был спроектирован архитектором Моше Сафди в 1966–1967 годах. Комплекс был построен к началу выставки «Экспо-67», одной из самых крупных мировых выставок того времени, темой которой были дома и жилое строительство.

Основа строения – 354 куба, наращенных друг на друга. Именно они позволили создать это серое здание со 146 квартирами, где проживают семьи, променявшие спокойный домик в спальном районе на такой нестандартный дом. У большинства квартир на крыше соседа снизу есть личный сад.

Стилем постройки считается брутализм. «Хабитат 67» был возведен более 45 лет назад, но до сих пор восхищает своими масштабами. Это, без сомнения, один из немногих современных утопий, которая не просто воплотилась в жизнь, но и стала очень популярной и даже была признана элитной.

Танцующее здание

(Прага, Чехия)

Офисное здание в Праге в стиле деконструктивизма состоит из двух цилиндрических башен: обычной и деструктивной. Танцующий дом, который в шутку называется «Джинджер и Фред», – это архитектурная метафора танцующей пары Джинджер Роджерс и Фред Астер. Одна из двух цилиндрических частей, что расширяется кверху, символизирует мужскую фигуру (Фред), а вторая визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер).

Как и многие деконструктивистские сооружения, здание резко контрастирует со своим соседом – цельным архитектурным комплексом рубежа XIX–XX веков. Офисный центр, в котором располагаются несколько международных компаний, находится в районе Прага 2, на углу Рессловой улицы и набережной. На крыше находится французский ресторан с видом на Прагу La Perle de Prague.

Лесное спиральное здание

(Дармштадт, Германия)

Уникальное здание немецкому городу Дармштадт австрийский гений Фриденсрайх Хундертвассер подарил в 2000 году. Раскрашенный в разные цвета волшебный домик из детской сказки с плавающими линиями изогнутого фасада, он смотрит в мир 1048 окнами не повторяющихся форм, размеров и декора. Из некоторых окон растут настоящие деревья.

Это оригинальное сооружение в виде подковы, спирально поднимающейся вверх, называют «необычным домом среди обычного однообразия». Построено оно в «биоморфном» стиле, хотя, по сути, является настоящим жилым 12-этажным комплексом, вернее, некой сказочной зеленой деревушкой. В нее входит не только дом со 105 комфортабельными квартирами, но и тихий внутренний двор с искусственными озерками, фигурными мостиками и дорожками, протоптанными прямо в траве; художественно оформленными детскими площадками; закрытыми парковками; магазинчиками; аптекой и другими элементами развитой инфраструктуры.

Перевернутый дом

(Шимбарк, Польша)

Уникальный дом, который стоит на крыше, украшен в социалистическом стиле 1970-х годов. Перевернутый дом вызывает странные ощущения: вход находится на крыше, все заходят через окно, а гости ходят по потолку. Интерьер оформлен в стиле социалистического реализма: есть комната отдыха с телевизором и комодом. Здесь же находится и стол из самой длинной цельной доски в мире – 36,83 м. Разумеется, Книга рекордов Гиннеса не обошла его вниманием.

Строительство здания заняло больше времени и средств, чем для воздведения обычного дома такого же размера. Для фундамента потребовалось 200 м³ бетона. Автора проекта много раз спрашивали, связан ли его проект с коммерческими целями. В ответ всегда следовало упрямое «нет». Однако дом-перевертыш обернулся именно коммерческим успехом.

Испытать себя на прочность и посмотреть на интересное сооружение приезжают не только поляки, но и иностранные туристы. Через чердачное окно можно зайти в дом и, аккуратно лавируя между люстр, походить по комнатам. Некоторые источники утверждают, что девелопер собирался использовать новостройку в качестве собственного жилья. Так ли это – неизвестно, но перевернутый дом в Шимбарке так и не стал жилым.

Впрочем, жаловаться не на что: очередь туристов, желающих походить внутри, не иссякает, так что ни о какой спокойной жизни и речи бы не было. Несколько лет назад в окрестностях дома даже проходил своеобразный сбор местных Санта-Клаусов, которые не только обсудили свои проблемы, но и потренировались в проникновении внутрь дома через трубу, благо она, к их счастью, опирается на землю.

Ват Ронг Кхун

(Чианг-Рай, Таиланд)

Ват Ронг Хун, больше известный как «Белый храм», считается одним из самых узнаваемых храмов в Таиланде и, несомненно, одним из самых красивых зданий в мире. Храм находится за пределами города Чианг-Рай и привлекает большое количество посетителей, тайских и иностранных. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей в Чианг Рай и самый необычный буддистский храм.

Ват Ронг Хун выглядит как ледовый домик. Из-за своего цвета здание заметно издалека, к тому же оно сверкает на солнце благодаря вкраплениям кусочков стекла в штукатурку. Белый цвет означает чистоту Будды, в то время как стекло символизирует мудрость Будды и Дхарму, буддийские учения. Говорят, лучше всего посещать Белый храм на рассвете или закате, когда он красиво отражается в лучах солнца.

Строительство храма началось в 1997 году и продолжается до сих пор. Строит его тайский художник Чалермчай Коситпипат на свои собственные средства, вырученные от продаж картин. От спонсоров художник отказался: он хочет сделать храм таким, как хочется только ему.

Здание-корзина

(Огайо, США)

Здание-корзина построено в 1997 году. Вес конструкции – примерно 8500 тонн, вес поддерживающих опор – 150 тонн. При строительстве было использовано почти 8000 м3 железобетона. Полезная площадь здания – 180 000 квадратных футов. Корзина расположилась на территории около 20 000 квадратных футов (примерно 2200 м2 ) и полностью копирует одну из торговых марок своего владельца.

Когда архитектор проекта Николина Георгиевша узнала о том, что ей предстоит, она воскликнула: «Ух ты! Таким я еще не занималась!». И вправду, это здание стандартным никак не назовешь. В отличие от остальных строений, оно расширяется кверху. Это позволило значительно увеличить рабочее пространство офисов: строение рассчитано на штат в 500 сотрудников. Неплохо, если учесть, что в здании еще находится семиэтажный атриум площадью в 3300 м2 , вокруг которого и расположены офисы. Кроме того, первый этаж занят похожей на театральную залу аудиторией на 142 места. Здание претендует на некую помпезность: в проекте учтены две прикрепленные к зданию плиты с торговой маркой владельца, покрытые 23-каратным золотом.

(Санджи, Тайвань)

Странный и удивительный городок Санджи на Тайване – заброшенный курортный комплекс. Дома в нем по форме напоминали летающую тарелку, поэтому их прозвали дома-НЛО. Город был приобретен в качестве курорта для американских военнослужащих, проходящих службу в восточной Азии.

Оригинальная идея строительства таких домов принадлежала владельцу компании Sanjhih Township по производству пластмасс господину Ю-Ко Чоу. Первая лицензия на строительство была выдана в 1978 году. Дизайн разработал архитектор из Финляндии Матти Сууронен. Но в 1980 году строительство было остановлено, когда Ю-Чоу объявил себя банкротом. Все усилия по возобновлению работ ни к чему не привели. Кроме того, в ходе стройки произошло несколько серьезных аварий из-за якобы потревоженного духа мифического Китайского дракона (так утверждали суеверные люди). Многие полагали, что место населено привидениями. В результате поселок был заброшен и вскоре стал называться городом-призраком.

Каменный дом

(Фафе, Португалия)

Дом Casa do Penedo в горах Португалии, возведенный меж четырех валунов, напоминает жилище каменного века. Стоящая на отшибе хижина была построена в 1974 году Витором Родригесом и предназначалась для отдыха вдали от городского шума и суеты.

Стремление к простоте не сделало из членов семьи Родригеса отшельников, но приблизило их к естественному образу жизни без излишеств. Электричество в дом так и не провели; для освещения здесь до сих пор используются свечи. Отапливается помещение с помощью камина, вырезанного в одном из валунов. Каменные стены служат продолжением внутреннего убранства: даже ступени, ведущие на второй этаж, выдолблены прямо в камнях.

Каменная изба, напоминающая жилище персонажей американского мультсериала «Флинтстоуны», настолько органично вписалась в окружающий ландшафт, что вызвала огромный интерес у архитекторов и туристов. Любопытство местных жителей и проезжающих мимо путешественников вынудило семью Родригеса покинуть дом. Сейчас в хижине никто не живет, но хозяева иногда наведываются в свой необычный дом. Только в этом случае есть шанс увидеть необычные интерьеры, в другое время попасть внутрь Casa do Penedo невозможно.

Центральная библиотека

(Канзас-сити, штат Миссури, США)

Расположенный в самом центре Канзас-Сити, это один из первых проектов, направленных на восстановление города и его исторической и туристической ценности. Жителям предложили вспомнить самые известные книги, которые как-то связаны с названием Канзас-Сити, и они в течение двух лет подбирали двадцать художественных книг. Внешний вид этих изданий был включен в инновационный дизайн Центральной городской библиотеки, чтобы стимулировать ее посещение.

Здание библиотеки похоже на книжную полку, на которой разложены гигантские книги. Каждая из них в высоту достигает семи метров, а в ширину – около двух. Сейчас в распоряжении библиотеки – не только самые современные технологии и отличное качество обслуживания, но и конференц-залы, кафе, смотровой зал и многое другое. Публичная библиотека Канзас-Сити отличается уникальной архитектурой, которая поражает воображение. На сегодняшний день это гордость жителей города Канзас. Ее строительство стало одним из самых значимых событий на пути превращения провинциального городка в процветающий мегаполис. У библиотеки десять филиалов, главный из которых является самым крупным и имеет специальные фонды. Арсенал библиотеки – 2,5 млн книг, посещаемость – более 2,4 млн клиентов в год.

История библиотеки начинается в 1873 году, когда она открыла свои двери для читателей и сразу стала не только источником ресурсов для образования, но и прекрасной альтернативой другим увеселительным заведениям того времени. Публичная библиотека много раз переезжала, а в 1999 году ее перевезли в бывшее здание Первого национального банка. Столетнее здание было настоящим шедевром мастерства: мраморные колонны, бронзовые двери и стены, богато украшенные лепниной. Но все-таки оно требовало реконструкции. При помощи государственно-частного сотрудничества, собранных средств из государственного и муниципального бюджета, а также спонсорской помощи, двери публичной библиотеки Канзаса были открыты в 2004 году уже в таком виде, в котором она находится сейчас.

Солнечная печь

(Оделио, Франция)

Потрясающее сооружение, похожее на печь и, по сути, являющееся таковой, Солнечная печь во Франции предназначена для выработки и концентрации высоких температур, необходимых для различных процессов. Это происходит с помощью улавливания солнечных лучей и концентрирования их энергии в одном месте.

Сооружение покрыто изогнутыми зеркалами, их сияние настолько велико, что смотреть на них бывает невозможно. Сооружение было воздвигнуто в 1970 году, в качестве самого подходящего места были выбраны Восточные Пиренеи. До сегодняшнего дня Печь остается крупнейшей во всем мире. На массив зеркал возложены функции параболического отражателя, а высокий температурный режим в самом фокусе может доходить до 3500°С. Регулировать температуру можно с помощью изменения углов наклона зеркал.

Используя такой природный ресурс, как солнечный свет, Солнечная печь считается незаменимой для получения высоких температур. А они, в свою очередь, используются для разнообразных процессов. Так, производство водорода требует температуры в 1400°С. Тестовые режимы космических аппаратов и атомных реакторов предусматривают температуру 2500°С, а без температуры 3500°С невозможно создать наноматериалы. Одним словом, Солнечная печь – не просто удивительное здание, но и жизненно необходимое и эффективное. При этом оно считается экологичным и относительно дешевым способом получить высокие температуры.

«Дом Роберта Рипли»

(Ниагара Фолс, Канада)

«Дом Рипли» в Орландо – иллюстрация на тему не технической революции, но природной стихии. Этот дом был построен в память о землетрясении силой в 8 баллов, которое случилось здесь в 1812 году.

Сегодня якобы треснувшее здание признано одним из самых часто фотографируемых в мире. «Хотите – верьте, хотите – нет!» (Ripley"s Believe It or Not!) –запатентованная сеть так называемых Одиториумов Рипли (музеев странных и невероятных вещей), которых в мире насчитывается более 30.

Идея принадлежит Роберту Рипли (1890–1949), американскому карикатуристу, предпринимателю и антропологу. Первая передвижная коллекция «Одиториум Рипли» была представлена в Чикаго в 1933 году во время Всемирной Ярмарки. На постоянной основе первый музей «Хотите – верьте, хотите – нет!» был открыт уже после смерти Рипли, в 1950 году во Флориде, в городе Св. Августин. Канадский одноименный музей основан в 1963 году в городе Ниагара Фолс (Ниагарский Водопад, штат Онтарио) и до сих пор обладает репутацией наилучшего музея города. Здание Одиториума построено в виде падающего Эмпайр-Стейт-Билдинг (Нью-Йорк) со стоящим на крыше Кинг-Конгом.

Дом-ботинок

(Пенсильвания, США)

Дом-ботинок в Пенсильвании (графство Йорк) задумал весьма преуспевающий бизнесмен полковник Махлон Н. Хейнц. Ему в те времена принадлежала процветающая обувная компания, в состав которой входило около 40 обувных магазинов. На тот момент Хейнцу уже было 73 года, но он так обожал свой бизнес, что сделал заказ архитектору на создание необычного строения в форме ботинка. Это было в 1948 году. Уже в 1949 году мечта обувного бизнесмена была воплощена в жизнь, и неугомонный Махлон Н. Хейнц смог не только любоваться необыкновенной постройкой, но и поселиться там.

Длина этого дома – 12 м, высота – 8. Его фасад делали следующим образом: сначала был создан деревянный каркас, который затем залили цементом. Удивительно, но даже почтовый ящик этого дома сделан в форме ботинка. Есть ботинок и в решетках на окнах и двери. Возле дома есть собачья конура, которую также сделали в виде ботинка. И даже на указателе, расположенном на дороге, есть башмаки. Но на самом деле дом-ботинок имеет такую направленность только снаружи. Внутри же это вполне комфортабельное жилище, достаточно уютное и просторное. Сбоку дома смонтирована наружная лестница (скорее всего, пожарная), позволяющая попасть на все пять ярусов необычного здания.

Дом-купол

(Флорида, США)

После серии разрушительных ураганов и тропических штормов в штате Флорида (США), в результате которых Марк и Валерия Сиглер каждый раз оставались без крыши над головой, они решили построить дом, способный выдержать напор стихии и при этом быть красивым и комфортабельным. Результатом их работы стал дом с необычайно прочной конструкцией и неповторимым дизайном.

Для людей, живущих в прибрежной зоне, очень важно, чтобы им было куда возвращаться после шторма. Обычные дома очень часто разрушаются до основания, в то время как «Дом-купол» может стоять как ни в чем не бывало даже под ветром, несущимся со скоростью 450 км/ч. В то же время дом Сиглеров идеально вписался в окружающий ландшафт: купол как нельзя лучше подходит окружению из дюн, водоемов и растительности. Конструкция здания создана из современных экологически чистых материалов, которые могут прослужить несколько веков.

Кубические здания

(Роттердам, Нидерланды)

Ряд необычных домов построен в Роттердаме и Хелмонде по новаторскому проекту архитектора Пита Блома в 1984 году. Радикальным решением Блома стало то, что он повернул параллелепипед дома на 45 градусов и поставил его углом на шестигранный пилон. В Роттердаме 38 таких домов и еще два супер-куба, причем все дома сочленяются друг с другом. С высоты птичьего полета комплекс имеет замысловатый вид, напоминая невозможный треугольник.

Дома состоят из трех этажей:
● Цокольный этаж – вход.
● Первый – гостиная с кухней.
● Второй – две спальни с ванной комнатой.
● Верхний – здесь иногда разбивают небольшой сад.

Стены и окна по отношению к полу наклонены под углом в 54,7 градусов. Общая площадь квартиры составляет около 100 м2 , однако около четверти пространства непригодно для использования из-за стен, которые находятся под углом.

Отель Burj Al Arab

(Дубай, Арабские эмираты)

Роскошный отель в Дубае, самом крупном городе Объединенных Арабских Эмиратов. Здание стоит в море на расстоянии 280 м от берега на искусственном острове, соединенном с землей при помощи моста. Имея высоту 321 м, отель считался самым высоким отелем в мире, пока не появился другой дубайский отель – Башня Розы – высотой 333 м, который открылся в апреле 2008 года.

Строительство отеля началось в 1994 году, для посетителей он открылся 1 декабря 1999 года. Отель был построен в виде паруса доу, арабского судна. Ближе к верху находится вертолетная площадка, а с другой стороны – ресторан «Эль-Мунтаха» (с арабского – «высочайший»). Оба поддерживаются консольными балками.

Башни «Абсолют»

Как и любой другой быстро развивающийся пригород Северной Америки, Миссиссога ищет свой новый архитектурный облик. Башни «Абсолют» стали новой возможностью ответить на потребности постоянно расширяющегося города, создать жилой ориентир, который будет претендовать на нечто большее, чем просто эффективное жилье. Они могут создать для жителей постоянную эмоциональную связь с родным городом. Такое сооружение можно смело включать в список самых красивых небоскребов мира.

Вместо простой, функциональной логики модернизма дизайн башен выражает сложные многочисленные потребности современного общества. Эти здания – нечто гораздо большее, чем просто многофункциональная машина. Это что-то красивое, человеческое и живое. Башни выполняют важную роль ворот в город, располагаясь на перекрестке двух главных городских улиц.

Несмотря на особый статус этих башен как значимой достопримечательности, акцент в проекте делался отнюдь не на их высоте, как в случае с большинством самых высоких зданий мира. Благодаря конструктивным особенностям непрерывные балконы окружают все здание, устраняя вертикальные барьеры, традиционно используемые в архитектуре высотных зданий. Башни «Абсолют» вращаются в различных проекциях на разных уровнях, сочетаясь с окружающими пейзажами. Целью проектировщиков было обеспечить хороший обзор в 360 градусов из любой точки здания, а также обеспечить контакт жителей с естественными элементами, пробудив в них трепетное отношение к природе. Высота башни А в 56 этажей – 170 м, а башни В высотой в 50 этажей – 150 м.

Pabellon de Aragon

(Сарагоса, Испания)

Здание, похожее на плетеную корзину, появилось в Сарагосе в 2008 году. Строительство приурочили к полномасштабной выставке «Экспо-2008», посвященной проблемам нехватки воды на планете. Павильон Арагона, буквально сплетенный из стекла и стали, венчают странного вида конструкции, размещенные на крыше.

По замыслу его создателей, сооружение отражает глубокий след, который оставили на территории Сарагосы пять древних цивилизаций. Кроме того, внутри здания можно узнать об истории воды и о том, как человек учился управлять водными ресурсами на планете.

(Грац, Австрия)

Этот музей-галерея современного искусства был открыт в рамках программы «Культурная столица Европы» в 2003 году. Концепт здания разработали лондонские архитекторы Питер Кук и Колин Фурнье. Фасад музея выполнен компанией realities:united по технологии BIX как медиа-инсталляция площадью 900 м2 , состоящая из светящихся элементов, которую можно программировать с помощью компьютера. Она позволяет музею сообщаться с окружающим городским пространством.

Инсталляция выиграла ряд наград. BIX фасад был придуман, когда остальные части здания уже прорабатывались. В дополнение к поздним срокам было тяжело интегрироваться в концепцию других авторов. К тому же фасад, без сомнения, становился доминирующим элементом архитектурного образа. Архитекторы-авторы приняли проект фасада, потому что он основывался на их оригинальных идеях о большой светящейся поверхности.

Концертный зал

(Канарские острова, Испания)

Одно из самых известных и узнаваемых зданий в Испании, символ города Санта-Крус-де-Тенерифе, одно из самых значительных произведений современной архитектуры и одна из главных достопримечательностей Канарских островов. Опера построена по проекту Сантьяго Калатравы в 2003 году.

Здание Аудиторио-де-Тенерифе расположено в центре города, неподалеку от Морского парка Сезара Манрике, городского порта и башен-близнецов Торрес-де-Санта-Крус. Рядом расположена трамвайная станция. Войти в холл оперы можно сразу с двух сторон здания. Аудиторио-де-Тенерифе снабжен двумя террасами с видом на море.

Здание-монета

(Гуанчжоу, Китай)

В китайском городе Гуанчжоу находится уникальное здание в форме огромного диска с отверстием внутри. В нем разместится Guangdong Plastics Exchange. Сейчас здесь идут завершающие косметические работы.

В здании-монете высотой в 33 этажа и 138 м есть отверстие диаметром почти 50 м, которое имеет функциональное, а не только дизайнерское значение. Вокруг него будет расположена основная торговая зона. То, что здание уже стало одной из главных достопримечательностей провинции Гуандун, – очевидно. Однако мнения по поводу его символического значения разделились.

Итальянская компания, разработавшая проект, утверждает, что в основу формы легли нефритовые диски, которыми владели древние китайские правители и знать. Они символизировали высокие нравственные качества человека. Кроме того, вместе со своим отражением в Жемчужной реке, на которой стоит здание, оно образует цифру 8. По мнению китайцев, она приносит удачу. Однако многие граждане Гуанчжоу увидели в этой постройке китайскую монету, символизирующую стремление к материальному богатству, и в народе это здание уже прозвали «диском расточительных богачей». Когда здание будет открыто для посетителей, пока не сообщается.

«Каменная пещера»

(Барселона, Испания)

Строительство началось в 1906 году, а в 1910 году пятиэтажное здание уже стало одной из самых известных построек в Барселоне. Местные жители окрестили его «Ла Педрера» – каменная пещера. И действительно, дом напоминал настоящую пещеру. При его создании Гауди в принципе отказался от прямых линий. Пятиэтажный жилой дом был возведен без единого угла. Несущими конструкциями архитектор сделал не стены, а колонны и своды, что дало ему неограниченный простор в планировке комнат, высота потолков в которых разная.

Чтобы в каждое помещение при столь сложной планировке проникало достаточное количество света, Гауди пришлось сделать несколько дворов со световыми овалами. Благодаря этим многочисленным овалам, окнам и волнообразным балконам дом похож на глыбу застывшей лавы. Или на скалу с пещерами.

Музыкальное здание

(Хуайнань, Китай)

Piano House состоит из двух частей, изображающих два инструмента: прозрачная скрипка опирается на полупрозрачное фортепиано. Уникальное здание построено для любителей музыки, однако к музыке отношения не имеет. В скрипке расположен эскалатор, а в пианино – выставочный комплекс, в котором вниманию посетителей представлены планы улиц и районов города. Объект создан с подачи местных органов власти.

Необычное здание стремится привлечь внимание жителей Китая и многочисленных туристов к новому развивающемуся району, в котором стало наиболее знаковым объектом. Благодаря сплошному остеклению фасадов прозрачным и тонированным стеклом, помещения комплекса получают максимально возможное естественное освещение. А в темное время суток тело объекта скрывается в темноте, оставляя видимыми лишь неоновые контуры силуэтов гигантских «инструментов». Несмотря на популярность, здание часто критикуют, как некий постмодернистский китч и типичный студенческий проект, в котором эпатажа гораздо больше, нежели искусства и функциональности.

Штаб-квартира CCTV

(Пекин, КНР)

Штаб-квартира CCTV – небоскреб в Пекине. В здании будет располагаться штаб Центрального телевидения Китая. Строительные работы начались 22 сентября 2004 года, в 2009 году они были завершены. Архитекторы здания – Рем Колхас и Оле Шерен (компания OMA).

Небоскреб высотой в 234 м состоит из 44 этажей. Основное здание построено в необычном стиле и представляет собой кольцеобразную структуру из пяти горизонтальных и вертикальных секций, образующих неправильную решетку на фасаде здания с пустым центром. Общая площадь пола – 473 000 м².

Возведение здания считалось непростой задачей, особенно учитывая его расположение в сейсмоопасной зоне. Из-за своей необычной формы оно уже обрело кличку «штанишки». Второе здание, Телевизионный культурный центр, будет вмещать отель Mandarin Oriental Hotel Group, центр для посетителей, большой общественный театр и выставочные площади.

Парк развлечений Ferrari World

(Остров Яс, Абу-Даби)

Тематический парк Феррари размещается под крышей площадью 200 000 м² и является самым большим в мире тематическим парком, расположенным в помещении. Ferrari World официально был открыт 4 ноября 2010 года. Здесь также находится самая быстрая в мире пневматическая американская горка – Formula Rossa.

Символическая крыша Ferrari World была разработана архитекторами компании Benoy. Она была спроектирована на основе профиля Ferrari GT. Фирма Ramboll обеспечивала проектирование сооружения, комплексное планирование и городской дизайн, инженерную геологию и проектирование фасада здания. Общая площадь крыши составляет 200 000 м² с периметром в 2200 м, площадь парка – 86 000 м², что делает его самым большим тематическим парком в мире.



Крышу здания украшает логотип Феррари размером 65 на 48,5 м. Это крупнейший логотип компании, когда-либо созданный. Для поддержания крыши было использовано 12 370 тонн стали. В ее центре находится стометровая застекленная воронка.

Инновационный жилой комплекс Reversible-Destiny Lofts

(Токио, Япония)

По замыслу архитектора квартиры в созданном им комплексе сконструированы таким образом, чтобы их обитатели всегда были начеку. Неровные разноуровневые полы, вогнутые и выпуклые стены, двери, войти в которые можно только согнувшись, розетки на потолке – одним словом, не жизнь, а сплошное приключение. Расслабиться в таких условиях не удастся.



Человек постоянно борется с окружающей средой, так что времени хандрить или думать о болячках просто не остается. Что это – шоковая терапия или радостная игра, пока неясно. Но сдержанные и подчиненные традициям и вкусу японцы готовы платить за некомфортные апартаменты вдвое больше, чем за удобные и привычные, расположенные в том же районе. Интересно, что все «квартиры» – съемные, в собственность они не продаются. Мало того, 83-летняя буддийская монахиня и популярная писательница Дзякуте Сэтоути, первой поселившаяся в новом доме, утверждает, что с момента переезда стала чувствовать себя моложе и значительно лучше.

«Тонкий дом»

(Лондон, Великобритания)

Необычный жилой дом, также известный как «Тонкий Дом», расположен недалеко от музея Естественной истории в Южном Кенсингтоне (Лондон). Этот дом прославился на весь мир благодаря клиновидной форме, а точнее, шириной одной из сторон здания – чуть больше метра.

На первый взгляд, невероятно узкая конструкция здания – всего лишь оптическая иллюзия. Несмотря на это, «Тонкий дом» стал очень популярным у жителей Лондона и туристов. Причина такой архитектурной задумки неслучайна. Прямо за домом проходит железнодорожная линия станции метро «Южный Кенсингтон».

Из-за необычной конструкции дома квартиры имеют не стандартную прямоугольную форму, а форму трапеции. Для узких комнат необходимо подбирать нестандартную мебель. В любом случае, несмотря на ряд недостатков, квартиры в «тонком» строении пользуются большой популярностью среди желающих обзавестись новым жильем.

Часовня Академии Воздушных сил

(Колорадо, США)

Поразительный внешний вид Часовни кадета Академии Воздушных сил в Колорадо-Спрингсе вызывал некоторое противоречие, когда она была достроена в 1963 году, но теперь ее считают одним из лучших примеров современной американской архитектуры.

У Часовни кадета, сделанной из стали, алюминия и стекла, есть 17 заостренных шпилей, напоминающих реактивные истребители, взлетающие в небо. Внутри – два главных уровня и один подвальный. Здесь располагается протестантская часовня на 1200 мест, 500-местная католическая часовня и 100-местная еврейская часовня. У каждой часовни есть отдельный вход, поэтому проповеди могут проводиться одновременно, не мешая друг другу.

У протестантской часовни, занимающей верхний уровень, – витражи между четырехгранными стенами. Цвета окон варьируются от темных до светлым, представляя прибывающего из темноты в свет Бога. Алтарь сделан из гладкой мраморной плиты длиной в 15 футов, сформированной в форме судна, символизирующего церковь. Церковные скамьи выполнены таким образом, что конец каждой скамьи напоминает пропеллер самолета Первой мировой войны. Их спинки увенчаны полосой алюминия подобно переднему краю крыла самолета-истребителя. Стены часовни украшают картины, которые разделены на три группы: братство, полет (в честь Воздушных сил) и правосудие.

На нижнем уровне располагаются комнаты-мультиверы, определяемые как места вероисповедания кадетов других религиозных групп. Их оставляют без религиозной символики, чтобы они могли использоваться множеством людей.

Промышленные здания- здания, предназначенные для размещения промышленных производств, обеспечивающие необходимые эксплуатационные условия и нормальную жизнедеятельность человека, занятого в производственном процессе.

Функциональное назначение зданий главным образом и определяет их форму. А функциональное назначение в первую очередь определяется социальными запросами общества, которые зависят от присущего им характера производственных отношений. Поэтому и типология в архитектуре отражает характер производственных отношений общества.

Первичная типологическая классификация зданий и сооружений, существующих в настоящее время, включает четыре их основных группы, соответствующие основным видам человеческой деятельности: быту, труду и общественно-административной деятельности:

Общественные здания и сооружения

Жилые дома

Промышленные здания и сооружения

Здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства

Каждая из этих групп имеет в свою очередь собственную типологическую структуру в зависимости от специфики этой группы. Основным признаком зданий, по которому определяют принадлежность его к той или иной группе, является его назначение как отражение потребности общества в здании определенного типа для определенной цели.

Например, общественные здания и сооружения классифицируются по областям культурно-бытового обслуживания населения:

1) здравоохранение; 2) наука, просвещение и обучение; 3) воспитание и обучение: 4) физкультура и спорт: 5) массовый отдых; 6) транспорт и связь; 7) общественное питание; 8) торговля: 9) хозяйственно-бытовое обслуживание; 10) управленческо-административная деятельность; 11) коммунальные предприятия.

Система организации полноценного культурно-бытового обслуживания населения должна удовлетворять всем запросам общества, в соответствии с чем она имеет разветвленную структуру учреждений и значительное количество типов зданий и сооружений.

Кроме типологической классификации, т. е. классификации зданий по назначению, существует подразделение зданий на классы по значимости.

Каждому классу зданий (их четыре) предъявляются определенные требования относительно капитальности (строительные материалы и конструкции, огнестойкость и т. д.), степени градостроительного и народнохозяйственного значения, характеристики эксплуатационных качеств.

Здания I класса. Жилые и общественные здания, отвечающие повышенным требованиям (общественные здания, играющие особо важную роль в композиции городов, жилые выше шести этажей и др.).

Здания II класса. Здания массового строительства, жилые дома в 4-5 этажей.

Здания III класса. Малоэтажные здания с небольшой вместимостью.

Здания IV класса. Здания, удовлетворяющие минимальным требованиям.

По характеру взаимосвязи между функциональными группами помещений различают следующие основные типы объемных решений:

1. Централизованный тип здания (все группы помещений находятся внутри одного, главного, объема; связь между ними - внутренняя. Основное развитие объема - по вертикали).

2. Блокированный тип здания (основные группы помещений расположены в отдельных блоках, связанных между собой отапливаемыми переходами).

3. Павильонный тип здания (отдельные группы помещений связаны крытыми неотапливаемыми переходами или участком. Основное развитие объема - по горизонтали). Однако такое подразделение условно. Очень часто встречаются композиции, включающие отдельные черты нескольких перечисленных типов.

Классификация жилых зданий

По своему назначению, т. е. по контингенту заселения, для которого они предназначены, и времени проживания жилые здания подразделяют на четыре основные вида:

Жилые квартирные дома для посемейного заселения и постоянного проживания;

Общежития для временного (длительного) проживания рабочих на период работы и учащейся молодежи на время учебы;

Гостиницы для кратковременного проживания периодически сменяющихся контингентов приезжающих из других населенных мест;

Интернаты для постоянного проживания инвалидов а престарелых

По этажности жилые дома подразделяют на:

Малоэтажные (1 - 2 этажа);

Средней этажности (3 - 5 этажей);

Многоэтажные (6 и более этажей);

Повышенной этажности (11 - 16 этажей);

Высотные (более 16 этажей)

По числу квартир:

На одноквартирные (индивидуальные)

Двухквартирные

Многоквартирные.

Жилые многоквартирные дома по своей объемно-планировочной структуре могут быть подразделены на:

Секционные;

Коридорные;

Галерейные;

Коридорно- и галерейно-секционные;

Блокированные.

По материалам несущих конструкций (стен, покрытий, колонн) жилые здания подразделяют на:

Каменные;

Деревянные;

Смешанного типа.

В каменных зданиях стены могут быть из крупных сборных бетонных элементов (панелей, блоков) или из мелкоразмерных изделий (кирпича, керамических, бетонных блоков), из естественных камней, а также монолитные из легких бетонов. Перекрытия осуществляют из железобетонных сборных панелей или железобетонные монолитные. Жилые многоэтажные здания высотой до 9 этажей должны иметь каменные стены, железобетонные перекрытия и обладать огнестойкостью II степени, а при высоте в 10 и более этажей - I степени. По капитальности каменные здания относят к I классу. Долговечность этого вида зданий 100 лет.

В деревянных жилых домах стены и перекрытия могут быть из деревянных панелей, в местностях, изобилующих лесом, стены могут быть из брусьев и бревен, а перекрытия - из щитов по деревянным балкам. Деревянные здания относят к IV, V степени огнестойкости, к IV классу капитальности. Они могут иметь не более 1 - 2 этажей. Долговечность этого вида зданий 25 лет.

В зданиях с конструкциями смешанного типа стены каменные, а перекрытия могут быть деревянные. В связи с несоответствием долговечности и эскплуатационных качеств стен и перекрытий этот тип конструкции имеет незначительное применение.

сооружение в виде высокого столба

Альтернативные описания

Виттория (1492-1546) итальянский поэтесса

Франческо (Франциск Колумна) (1433-1527) итальянский писатель, монах-доминиканец

Архитектурно обработанная круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров

В военном деле - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим; до середины XIX в. (в ВВС в XX в.) колонна - одна из форм боевого порядка войск (авиации)

Вандомская... установлена в честь побед Наполеона Бонапарта

Вертикальная опора

О людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией

Опора, элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров

Поддерживающая стойка в архитектуре

Построение демонстрантов

Римский род; в XIV-XVI вв. играл важную роль в политической жизни Рима, соперничал с родом Орсини

Строй военнослужащих

Движущиеся друг за другом военная техника, люди

. «караван» боевой техники

Акробатическая фигура

Поэтесса, подруга Микеланджело

Древняя итальянская фамилия, игравшая в средневековой истории Рима большую роль

Архитектурный «столбняк»

Архитектурный стояк

Французский «столб»

И группа демонстрантов, и опора в здании

. «архитектурный» строй

Вертикальная опора здания

Столб перед парадным входом

Столб как опора здания

Строй демонстрантов

Архитектурный столб

Парадное построение

Архитектурная подпорка

Вереница автомобилей с детьми

. «пятая...», наименование нацистской агентуры в различных странах

Парадное построение демонстрантов

Автотранспортное предприятие

Парадная вереница демонстрантов

Движущиеся друг за другом люди

Архитектурный столб, служащий опорой в здании

Опора, элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров

Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента

Римский феодальный род

. "архитектурный" строй

. "караван" боевой техники

. "пятая...", наименование нацистской агентуры в различных странах

Архитектурный "столбняк"

Ж. лат. столб, столп, стояк; подставка, подпорка; одинокая колонна, в виде памятника, стойло. Украшение столпов или колонн определяются в зодчестве орденами, условным порядком, к которому они относятся. Конная, пешая колонна, отделение войск, отряд. Колонна судов, кораблей, отряд флота. Колонный, столповой, столпный. Колончатый, с колоннами, столпчатый. Колоннада, целый ряд колон, в один порядок или в два, улицей, просадью. Колонновожатый, офицер, которому поручается вести колонну; это было прежде название юнкеров генерального штаба

Французский "столб"