Обособленное проекта по технологии шахматная доска. Обоснование выбора изделия для проекта. Срок реализации проекта

Обособленное проекта по технологии шахматная доска. Обоснование выбора изделия для проекта. Срок реализации проекта

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Шахматный столик

Николаев Роман Константинович

ученик 9 «А» класса

МАОУ «Лицей № 3» г. Чебоксары

Руководитель:

Николаев К. Б.

Учитель технологии МАОУ «Лицей №3» г. Чебоксары

Чебоксары – 2012


Творческий проект «Шахматный столик»


Введение

Обоснование выбора изделия для проекта

Папе подарили красивый набор шахмат, но из-за их большого размера в них поиграть не представлялось возможным, так как подходящей большой шахматной доски ни у меня, ни у друзей не было. Кроме того шахматные фигуры, лежащие в обычном пакете могли быть сломаны или испорчены при ударах друг о друга или переноске. Я решил исправить эту ситуацию, создав шахматную доску с отсеком для хранения шахматных фигур. Так как фигуры достаточно большие, то шкатулка или ящик для них получатся достаточно больших размеров, а хранить такой «чемодан» негде. Единственным приемлемым выходом станет изготовление стола или стойки с отсеком для хранения шахмат.

В связи с этим у меня возниклапроблема : мне необходимо создать оригинальную конструкцию стола, и при этом сохранить посильность его изготовления, так как сложное изделие изготовить не смогу из-за отсутствия навыков работы.

Таким образом, у меня возник проект «Шахматный столик».

Цель проекта: Создать шахматный столик оригинальной конструкции, с использованием доступных мне технологий и имеющихся навыков обработки материалов.

Предполагаемый продукт : шахматный стол минимально необходимого размера, с доской, подходящей по размерам для имеющихся шахматных фигур и отсеком для их хранения.

Предполагаемый результат работы :

1) для целевой аудитории: сохранение оригинальных памятных шахматных фигур и возможность их использования в игре.

2) для себя: получу большой опыт: в конструкторской деятельности, в работе с древесиной и, возможно, опыт работы с новым для меня оборудованием и инструментами.

Объект исследования : конструкции столов с отсеком для хранения различных предметов.

Предмет исследования : оригинальность конструкции при максимальной простоте изготовления и доступности используемых материалов.

Способы получения информации:

· Обзор сайтов, посвящённых народным умельцам, изготавливающим столы и шахматные доски.

· Консультации у специалистов по обработке древесины, дизайнера, конструктора.

· Обзор литературы по художественной обработке древесины.

· Обзор имеющихся материалов и инструмента.

Мой предполагаемый личный вклад: я буду использовать опыт, полученный при изготовлении прошлого проекта, чтобы изменить конструкцию для создания собственного стола на основе найденных.

Задачи :

1) Поиск существующих конструкций (найти как можно больше вариантов конструкций шахматных и кухонных столов и сгруппировать их).

2) Анализ удобства конструкции (выделить нужные мне критерии и отобрать подходящие варианты столов).

3) Создание собственной конструкции, которая будет иметь отсек для хранения шахмат, и на котором мне будет удобно играть (разработать свою конструкцию стола по выдвинутым критериям).

4) Поиск материалов (найти необходимые мне материалы для изготовления).

5) Изготовление (по готовой конструкции сделать шахматный стол).


Основная часть

Исторический обзор.

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько реконструированных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей.

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли.

Рыбакова А.А. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа № 3 имени И. А. Флёрова"

Казак О.В. 1

1 МБОУ г.о. Балашиха "Школа №3 им. И. А. Флёрова"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Игра в шахматы - не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни».

Бенджамин Франклин

Актуальность.

В наше время многие люди играют в шахматы и уж тем более не обходятся без математики. Играю и я. Меня заинтересовала эта тема, потому что я очень люблю математику и являюсь трёхкратной чемпионкой Московской области, трёхкратным серебряным призёром Центрального федерального округа, чемпионкой Центрального федерального округа по шахматам.

Меня заинтересовал вопрос: «Как математика помогает играть в шахматы и наоборот?»

Цель проекта.

Выявление связи между шахматами и математикой.

Задачи проекта.

    Изучение истории шахмат.

    Создать дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость».

    Решение математических задач на шахматной доске.

  1. История шахмат

Легенда о создании шахмат.

Согласно легенде, индийский царь решил наградить изобретателя шахмат и предложил ему самому выбрать вознаграждение. Каково было удивление правителя, когда мудрец попросил столько пшеничных зёрен, сколько будет на шахматной доске, если положить на первое поле шахматной доски 1 пшеничное зерно, на второе - два, на третье - 4 и так далее. Царь велел быстрее выдать изобретателю шахмат его жалкую награду, но на следующий день придворные математики сообщили ему, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся даже в амбарах всего мира.

Награда изобретателю шахмат в соответствии с уговором должна была составить 18 446 744 073 709 551 616 зерен.

Родина шахмат - Индия .

Время возникновения игры - первые века нашей эры. Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.

Шахматы в истории Европы.

Эта игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому ее хорошо встретили в странах средневековой Европы. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию.

Из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Францию, Англию, скандинавские и другие страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшей шахматы наравне с игрой “в кости” и другими “бесовскими наваждениями”.

В конце XIV века католическая церковь официально сняла запрет с шахмат. Игра была признана необходимым элементом дворянского воспитания.

Шахматы на Руси.

Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века. В конце XVII - начале XVIII в. Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных шахматных партнеров.

Нью-Васюки.

Сити-Чесс или Город Шахмат - общественно-деловой, культурный и жилой комплекс, расположенный в Калмыкии. Город шахмат был построен рядом с Элистой в 1998 году для проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады.

  1. Математика в шахматах

Турнирная наука.

В турнирной таблице невозможно обойтись без математики. Числа используются для отображения результатов партий, стартовых номеров игроков и обозначения результатов жеребьевки. Для определения победителя судье необходимо рассчитать коэффициенты дополнительных показателей и суммировать набранные игроками очки.

Математика партии.

За доской шахматисту приходится просчитывать ходы свои и соперника, контролировать часы, чтобы не проиграть из-за просрочки времени.

Технологии

В наше время создано огромное количество компьютерных устройств, без которых и математикам, и шахматистам будет очень трудно. Например, калькуляторы и шахматные анализаторы.

Геометрия.

Геометрия заключается в том, что шахматная доска является квадратом, разделенным на конгруэнтные части. Но в шахматах, как и в математике, есть теории, которые не менее тесно связаны с геометрией.

«Неправильные» расстояния.

Движение короля по прямой в случае необходимости можно заменить движением по ломаной линии.

1. Крf7-e6! Крb2-c3 2. Крe6-d5!!

Правило квадрата.

Увидев такую позицию, начинающие шахматисты буду просчитывать по одному ходу, а более опытные знают, что при ходе чёрных король успеет догнать пешку, а при ходе белых - нет.

Правило треугольника.

В данной позиции белые используют треугольник d4-c4-d5, чтобы передать чёрным очередь хода.

Симметрия.

Один человек решил, что нашёл верный способ не проиграть чёрными. Он предложил повторять ходы противника. Сыграть с ним вызвался С. Ллойд, который и объявил ему мат в 6 ходов.

1. c3 c6 2. e3 e6 3. Ke2 Ke7 4. Ka3 Ka6 5. Kc4 Kc56. Kd6#.

Альмуджаннах и магический квадрат.

Рассмотрим одну любопытную старинную дебютную табию под названием альмуджаннах, которая получается из современной расстановки при помощи симметричных ходов белых и черных:

1. d3 d6 2. e3 e6 3. b3 b6 4. g3 g6 5. c3 c6 6. f3 f6 7. c4 c5 8. f4 f5 9. Kc3 Kc6 10. Kf3 Kf6 11. Лb1 Лb8 12. Лg1 Лg8.

В данном случае мы видим магический квадрат, сумма чисел каждой строки, каждого столбца, а также двух главных диагоналей которого равна 260.

Подсчитав сумму на 8 полях, участвующих в двух первых ходах (d2, d3, d7, d6, e2, e3, e7, e6), мы вновь получим 260. Такое же число мы получим и при дальнейшем развитии партии при подсчете каждой последующей пары ходов.

Координатная плоскость.

Каждая клетка на шахматной доске имеет свои координаты, которые используются при записи партии.

  1. Практическая часть. Построение изображений шахматных фигур на координатной плоскости.

(«В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость)

Король.

Ферзь.

    Постройте точки:

    Постройте точки с координатами: -1;9 -2;10-2;11 -1;12, и точки, симметричные данным.

    Соедините точки -2;8 и -1;9, 2;8 и 1;9.

Ладья.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

Слон.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

Конь.

    Постройте точки:

    Последовательно соедините все точки.

Пешка.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Практическая часть. Задачи.

Задача № 1.

    Можно ли целиком покрыть домино квадрат 8 на 8, из которого вырезаны противоположные угловые клетки?

Решение:

Окрасим наш урезанный квадрат в черный и белый цвета, превратив его в шахматную доску без двух угловых полей a8 и h1. При любом покрытии доски каждое домино покрывает одно белое и одно черное поле. У нас же белых полей на два меньше, чем чёрных, и поэтому необходимого покрытия не существует.

Задача № 2.

    Пусть теперь на шахматной доске вырезаны два поля разного цвета. Всегда ли можно покрыть оставшуюся часть доски 31 костяшкой домино?

Решение

Проведем на шахматной доске границы между вертикалями и горизонталями.

В лабиринте между этими границами черные и белые поля следуют друг за другом, чередуясь, как пуговицы двух цветов на замкнутой нити. Какие бы два поля разного цвета мы ни вырезали из доски, нить разорвется в одном или двух местах.

При этом каждый кусок нити будет состоять из четного числа полей.

Следовательно, всю доску покрыть домино можно.

Задача № 3.

    На полях h1, g2, f3, e4 стоят четыре коня. Можно ли разрезать доску на четыре конгруэнтные части так, чтобы на каждой из них оказалось по коню?

Решение

  1. Вывод

Я поставила себе цель найти связь между шахматами и математикой, и считаю, что выполнила поставленную задачу. На примерах я подробно разобрала эту связь.

В ходе исследовательской работы я выявила, что у математики и шахмат много родственного. Выдающийся математик Г. Харди, проводя параллель между этими двумя видами человеческой деятельности, в своей статье «Исповедь математика» заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы это как бы насвистывание математических мелодий.

Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Почему шахматы привлекательны для людей разных возрастов и профессий? Потому что, играя в шахматы, мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию. Занятие шахматами способствует развитию математических способностей человека. Шахматы - это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершенствует сильные черты личности.

Таким образом, математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают развивать логику, внимание и таким образом знать математику на пять.

Практическая значимость моейработы состоит в том, что задачи с применением шахматной теории часто встречаются на олимпиадах по математике. Думаю, что собранный мною материал можно использовать на занятиях как математического, так и шахматного кружков, для подготовки к олимпиадам, а также для общего развития.

Возможно, построения на координатной плоскости может быть использовано учителем как дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость».

В дальнейшем в этом направлении более подробно можно исследовать следующие темы: «Шахматы в олимпиадных задачах», «Комбинаторика на шахматной доске», «Математика шахматных турниров», «Шахматы и ПК» и т.д.

  1. Список литературы

    Акимова С. Занимательная математика. С-П.: Тригон, 1998.

    Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.: Мир, 1971.

    Гик. Е.Я. Шахматы и математика. М.: Наука, 1976г.

    Гик. Е.Я. Занимательные математические игры. М. 1987.

    Гришин В.Г. Малышы играют в шахматы. М: Просвещение, 1991.

    Екимова Н.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.

    Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Омега, 1994.

    Квант №9. М.: Наука, 1989.

    Квант №10. М.: Наука, 1989.

    Купцов Л.П., Нестеренко Ю.В. и др. Математические олимпиады школьников. М.: Просвещение, 1999.

    Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные Энциклопедический словарь юного математика. М.: Педагогика, 1985.

    Савин А. Математические миниатюры. М.: Детская литература, 1991.

    Чулков П.В. Математика: Школьные олимпиады. М., 2004.

    Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта+, 2002.

    Южаков О.И. Математические олимпиады. Курган: Изд-во ИПК и ПРО, 2004.

    Ященко И.В. Приглашение на Математический праздник. М.: МЦНМО, 2005.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. И. А. Флерова»

Дидактический материал

«В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ»

для проведения обобщающего урока по теме

«КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ»

Построение изображений шахматных фигур

Рыбакова Анастасия

Руководитель: учитель математики

Казак Ольга Викторовна

1. Пешка……………………………………………………..3

2. Ладья……………………………………………………...4

3. Слон……………………………………………………….5

4. Король…………………………………………………….6

5. Ферзь……………………………………………………...7

6. Конь……………………………………………………….8

7. Высказывания о шахматах……………………………...9

  1. Пешка.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Ладья.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Слон.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

  1. Король.

    Для изображения шахматного короля с помощью координатной плоскости следует построить точки:

    Затем необходимо построить точки, симметричные данным, и последовательно соединить все получившиеся точки.

  1. Ферзь.

    Постройте точки:

    Постройте точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините все точки.

    Постройте точки с координатами: (-1;9) (-2;10) (-2;11) (-1;12), и точки, симметричные данным.

    Последовательно соедините точки.

    Соедините точки (-2;8) и (-1;9), (2;8) и (1;9).

  1. Конь.

    Постройте точки:

  1. Последовательно соедините все точки.

  1. Высказывания о шахматах.

«Шахматы - это больше чем игра. Это - интеллектуальная диверсия, у которой есть определенные артистические качества и много научных элементов.»

Хосе Рауль Капабланка

«Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - это наука.»

Тигран Вартанович Петросян

«Когда я изучаю тонкости ферзевого эндшпиля, шахматы - это наука; когда восхищаюсь красивой комбинацией - искусство; а когда обостряю позицию в надвигающемся цейтноте соперника - спорт.»

Ашот Сергеевич Наданян

«Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться.»

Григорий Константинович Санакоев

«Не глумитесь над шахматистами. Легко ли сохранить душевное здоровье, когда изо дня в день теряешь слонов, бьёшь коней и нападаешь на королев?»

Ашот Сергеевич Наданян

Шахматы Творческий проект Выполнила: Сидорова Анастасия, ученица 7 класса Руководитель: Барановская Светлана Николаевна, учитель технологии I категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овчинниковская основная общеобразовательная школа» Косихинского района Алтайского края Овчинниково, 2013


Проблема На сегодняшний день очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. В каждой стране дизайнеры стараются сделать обычные привычные нам вещи менее ущербными для природы. Они вовсю стараются приспособить под что-нибудь бытовые отходы: будь то бутылки или картонные коробки. Современное общество стало информационным, больше времени дети проводят за компьютером, забыли об интеллектуальных играх


Выявление конкретной потребности. 1-е мини исследование Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы. Когда люди проводят много времени за компьютером, они постепенно доверяют ему, перестают самостоятельно мыслить. У учащихся, ослабевает память, внимание, возникает необходимость профилактики здоровья учащегося. Эту проблему может решить интеллектуальная игра шахматы.






2-е мини исследование. Выявление традиций, истории, тенденций Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них? Шахматные доски и фигуры изготавливают из различного материала: глины, пробок, коробок, монтажной пены, древесины, бумаги, картона и т.д. В школьной мастерской после изготовления поделок из картона, коробок остается бросовый материал. Почему не попробовать изготовить шахматы из них?


3-е мини исследование. Построение «звездочки обдумывания» Имеется у учащихся Имеется в школьной мастерской Необходимые материалы Картон гофрированный Мука Упаковочная коробка Наждачная бумага Необходимые инструменты Измерительные инструменты Ножницы Необходимое оборудование Ноутбук для разработки чертежей
















Из гофрированного картона бардового цвета вырезание 32 квадратов 4 х 4 см. Ножницы Изготовление клейстера Тарелка глубокая Ложка столовая Оформление игрового поля Тюбик с клейстером Линейкакарандаш Разметка, нарезание полосок шириной 1,5см Линейка,карандашНожницы Клейстер в тюбике






Экономическое и экологическое обоснование С= С1 + С2 + С3 + С4 С – себестоимость изделия С – себестоимость изделия С1 - стоимость гофрированного картона С1 - стоимость гофрированного картона С2 - стоимость муки С2 - стоимость муки С3 - оплата труда С3 - оплата труда С4 – стоимость коробки С4 – стоимость коробки С1 = 70 руб С1 = 70 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С2 = 25руб(за 1 кг)/100гр= 2,5 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С3 = 5 часов * 15 руб/час = 75 руб С4 = 0 руб С4 = 0 руб С = 147, 50 руб







18.10.2016 11:01

В данном проекте рассказывается история возникновения игры Шахматы, правила игры в разные времена, ходы шахматных фигур в игре, польза обучению игре в шахматы у детей.

Просмотр содержимого документа
«шахматы»

Шахматы и дети

Тема проекта:

Шахматы и дети

Актуальность.

Гипотеза:

Цель:

Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Задачи :

    Изучить литературу, подобрать необходимый материал.

    Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их

    Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат

Объект исследования:

Методы исследования: анкетирование,

Срок реализации проекта:

Вступление

Почему я решил выбрать темой своего проекта « Шахматы и дети»? Видимо потому, что эта игра – одно из моих любимых хобби.Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Но, к сожалению, всё меньше и меньше людей имеют о ней должное представление, поэтому хотелось доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания.

История возникновения

Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника.

Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась чатуранга.

VI веке

    фигур было всего 4

    для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – «шатрандж », у персов - «шатранг », у таджиков - «шахматы ».

Правила игры изменились:

    игроков стало двое;

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Король любит гладкий, расчищенный путь:

В любую он сторону может шагнуть,

Однако легко ты заметишь дружок,

Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле – вот шага длина,

Не очень проворен Король – старина.

Зато начеку королевская рать

–Задача её – Короля охранять.

Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: Король всех главней, всех важней,

Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь.

Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.

А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.

Ну, а как же Пешка бьет? Бьет наискосок!

Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)

Он другой не хочет доли – знает только белый путь.

А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,

Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.

До конца игры слоны - цвету одному верны.

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она,

Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,

И шаг у Ферзя широк.

Ферзь может ходить как Ладья и как Слон,

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И, кажется, будто Ферзю тесноват

Доски чёрно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали

– Ты больше внимания Ферзю удели.


Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.

Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,

Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Ходы шахматных фигур в игре


НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ

(для начинающих)

- Каждый ход делается только одной рукой!

-Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!».

При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

- Второе правило игры в шахматы:

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».

Третье правило:

-«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».

-Четвертое правило в шахматах:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

-Пятое правило:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».

Все официальные партии используют контроль времени.

Для этого вида спорта не нужны ни стадионы, ни специально оборудованные помещения, были бы шахматные фигуры да доска, пускай и самая простая, картонная.

Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково.

Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница(первый чемпион мира).

Прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было было гораздо больше.

3 из них это чемпионы СССР и России по шахматам

Имя, Фамилия

Годы чемпионства

Чемпионства

Анатолий

Каспаров

Владимир

Польза обучению игре в шахматы у детей:

Улучшение общей успеваемости в обучении доказано проведенными исследованиями Тамары Константиновны Фесенко . Был проведен курс изучения «Шахматы-школе» у 2 «А» и 2 «Б» класса во втором полугодии. Не конец первого года обучения результаты изменились в следующую сторону: заметна положительная динамика во 2 «А» и 2 «Б», классах и отсутствие динамики во 2 «В», 2 «Г», 2 «Д» классах.

Рисунок 1. на начало учебного года

Рисунок 2. Уровень умственного развития учащихся на конец учебного года

При проведении анкетирования среди 23 учащихся 2-2 класса нашей школы были получены следующие результаты:

Об игре слышали 22 человека

В шахматы играют 13 человека

В кружках по шахматам занимаются 3 человека.

4- хотели бы научиться играть в шахматы,

3 – не хотят совсем,

2 ответили – не знаю.

1. Ученики, играющие в шахматы, успевают на «отлично» по точным предметам, усидчивы.

2. Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо, любознательны, но более подвижны.

3. Те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности, решительности.

4. А ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а точные даются сложнее.

5. Простые знания о шахматах (истории шахмат, о фигурах, о российских гроссмейстерах), оказались для большинства учеников неизвестными. 70% ответили неверно.

Сбор и анализ данных показал

Результаты успеваемости за первое полугодие

У играющих в шахматы

У неиграющих в шахматы

Троек 6 ,

Троек 12

Четверок25,

Четверок 20 ,

Пятерок 71

Пятерок 55 .

У играющих в шахматы учащихся успеваемость выше, чем у неиграющих, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на развитие детей.

Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы

У играющего ребенка в шахматы формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Занятия по шахматам способствуют развитию у детей таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Игра в шахматы вырабатывает в человеке целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

Хочу сказать, что на меня шахматы произвели только позитивное влияние.Ведь всего за неполный год обучения игре в шахмат, я смог принять участие в соревнованиях со сверстниками и занять второе призовое место.

Приложение 1

ИНТЕРЕСНО

Реши задачку:

    Поставь мат в 1 ход БЕЛЫМИ фигурами:


    Пешки расставили в два ряда по 8 пешек в каждом ряду. Сколько всего пешек на шахматной доске?

    Василиса Премудрая и Кошей Бессмертный играли в шахматы. Василиса Премудрая выиграла 15 партий, а Кошей Бессмертный на 9 партий меньше. Сколько партий в шахматы выиграла Василиса Премудрая?

    Ребята, а какие квадраты больше белые или чёрные?

    Отгадайте ещё загадку:

Не люди, ни звери, не часы, а ходят.

Вот посмотрите некоторые изображения


Это «космические шахматы»


А это фарфоровые шахматы

Приложение 2

А теперь интересненькое…про музей шахмат

В музее шахмат можно увидеть все, что связано со старинной, но вечно юной игрой - кубки и другие трофеи завоеванные гроссмейстерами России, картины, рисунки, карикатуры, гравюры и литографии на

шахматную тему, скульптурные портреты великих людей, отдававших досуг шахматам, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленные в XVIII-XX веках мастерами разных стран из слоновой кости, фарфора, мрамора, перламутра, стекла, металла, дерева. Музей основан в 1980 году.

Анкета опроса учащихся начальных классов.

1. Ты слышал об игре ШАХМАТЫ?

2. Умеешь ли ты играть в ШАХМАТЫ?

3. Где ты играешь в ШАХМАТЫ?

ДОМА ________

НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКАХ _______

4. С кем ты играешь в ШАХМАТЫ?

С ДРУЗЬЯМИ ______

С РОДСТВЕННИКАМИ _______

5. Как закончил первую четверть в школе:

СКОЛЬКО ТРОЕК __________

СКОЛЬКО ЧЕТВЕРОК ______

СКОЛЬКО ПЯТЕРОК _______

6. Какие кружки, секции посещаешь?

7. ШАХМАТЫ - это спортивное состязание?

Литература:

    Шахматный учебник для детей и родителей 1 часть. Всеволод Костров, Джалиль Давлетов

    Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе. Т.К. Фесенко.

    Шахматы 5334 задачи, комбинации и партии. Ласло Полгар.

Просмотр содержимого презентации
«Шахматы и дети»


"Средняя общеобразовательная школа № 26"

143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.10

Руководитель проекта:

Заикина Елена Геннадьевна

Консультант:

Боков Юрий Борисович

ученик 2-2 класса

г. Балашиха


Тема проекта

Шахматы и дети

Актуальность.

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Гипотеза:

Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.


Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей

Задачи:

  • Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их.
  • Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат.
  • Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников
  • Развивать устойчивый интерес к игре.

Объект исследования: учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы.

Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы.


История возникновения шахмат И

Игра возникла в Индии в VI веке и называлась чатуранга

Отличия от современных шахмат:

  • фигур было всего 4 ; игроков было 4, а не двое (играли пара на пару); ходы делались бросанием игральных костей; для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника
  • фигур было всего 4 ;
  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);
  • ходы делались бросанием игральных костей;
  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника

История возникновения шахмат

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – « шатрандж », у персов - « шатранг »,

у таджиков - « шахматы ».

Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;
  • каждый получил 2 комплекта фигур;
  • вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди;
  • победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.


  • Игру начинают белые фигуры.
  • Ходы делают поочерёдно, по 1 фигуре.
  • Ходы каждой фигуры показаны на диаграммах ниже.
  • У каждой фигуры свои правила хода.


Чемпионы СССР и РОССИИ по шахматам

Имя, Фамилия

Годы чемпионства

Анатолий

Каспаров

Время

чемпионства

(лет)

Владимир

Чемпион


Польза обучения игре в шахматы у детей

Рисунок 1. Уровень умственного развития учащихся

на начало учебного года

Рисунок 2. Уровень умственного развития учащихся

на конец учебного года


  • об игре слышали 22 человека
  • в шахматы играют 13 человек
  • в кружках по шахматам занимаются 3 человека
  • 4- хотели бы научиться играть в шахматы
  • 3 – не хотят совсем
  • 2 ответили – не знаю

Результаты успеваемости за I полугодие

У играющих в шахматы

У неиграющих в шахматы

Четверок-25

Четверок-20

Пятерок-71

Пятерок-55


  • У играющих в шахматы учащихся успеваемость выше, чем у неиграющих, следовательно шахматы оказывают позитивное влияние на развитие детей.
  • Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы

  • У играющего в шахматы ребенка формируются навыки планирования действий. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

СПАСИБО

Контактная информация о заявителе: Муниципальное общеобразовательное учреждение « Основная общеобразовательная школа 5 имени Андрея Ивановича Деревянчука города Кандалакша Мурманской области» Адрес: , Мурманская область, г. Кандалакша, ул. 2-я Парковая, д.11, телефоны: () , ()


Координаторы проекта: Гераськина Елена Васильевна, учитель истории и обществознания, Манякова Татьяна Петровна, педагог-психолог, Авторы: Харина Ксения, Круглящова Мария, Гриценко Анна, Удод Арина (учащиеся 8 класса МОУ « ООШ 5 им.А.И. Деревянчука г.Кандалакша» Инициативная группа: МОУ « ООШ 5 им.А.И. Деревянчука г. Кандалакша» в составе 15 человек






География проекта: территория школы, рекреации школы Ул. 2-я Парковая, д. 11 Сроки выполнения проекта: –


Финансирование проекта: «Муниципальная долгосрочная целевая программа SOS (меры по пропаганде здорового образа жизни и профилактике зависимости от психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи) на гг.» Администрация Муниципального образования Кандалакша (2000 руб.)


С Спонсоры Компания «Стройдвор», директор Сорокин Д. Е. (3000 руб.) Депутат горсовета Тыртиков А.А. (500 руб., краска 3 кг) Магазин «Усадьба», директор Щавель Н.Ф. (Кашпо для цветов 10 л – 3 шт., кисти для покраски – 2 шт.) Собственные средства руб.




Наконец проект придуман ЗИМНИЙ САД Наш зимний сад похож на дивный сад Везде цветы красивые висят Легко дышать, и чувствуется праздник! Разнообразие цветов нас потрясает Цветы, как люди все неповторимы Рассматривать их можно хоть часами, Ведь все они по – своему красивы! Они нам дарят нежный аромат, Разнообразием красок впечатляют Другие, чтоб от них не отставать, Причудливою формой забавляют.


Проблемы, нас волнующие Современный люди, уставшие от «каменных джунглей», все чаще ощущает дефицит живой природы. Это не способствует сохранению здоровья. Нас уже не «согревает» мода середины XX в. на пластик и нейлон, но тянет к экологически чистым материалам и любым природным проявлениям будь, то огромный аквариум с экзотическими рыбками или просто шум воды мини-фонтанчика. Идеальным природным островком, будет, конечно же, зимний сад. Зимний сад это одна из современных форм здорового образа жизни, который можно устроить где угодно. Зимний сад пожалуй, самая совершенная форма внутреннего озеленения. Однако создать настоящий сад задача трудная. Мы хотим создать уголок по принципу фрагмента зимнего сада. Сочетая особенности строительных материалов, малых форм архитектуры и растительности, можно создать разнообразные зеленые интерьеры с площадками для отдыха. Каждый фрагмент сада с умело подобранной растительностью представляет собой отдельную композицию, но все вместе они составляют единое целое. Мы хотим создать в школе уютный уголок с озеленением и пространством для занятия досугом.


Проблема нашей школы В нашей школе недостаточно уютно оформленных уголков, воздух по замерам работниками СЭС – чрезмерно сухой, т.к. школа построена из бетонных панелей. Поэтому, мы считаем, что необходимо исключить факторы, негативно влияющие на наше здоровье. Этого можно достичь увлажнением воздуха через озеленение территории, что будет способствовать сохранению здоровья школьников и формировать привычки здорового образа жизни. В этом зеленом уголке мы хотим создать зону отдыха и занятия досугом – шахматную доску с большими фигурами.




Задачи: Создать комфортную зону отдыха учащихся «Зеленый уголок», которая будет способствовать формированию здорового образа жизни. Сформировать общественное мнение с целью привлечения партнеров, волонтеров и спонсоров. Привитие экологической и сберегающей здоровье культуры. Провести беседы и лекции для учащихся школы о цветах и уходе за ними, о роли растений в жизни людей и их влиянии на здоровье. Оформить информационный стенд о влиянии растений на здоровье людей. Провести турниры и соревнования по шахматам. Провести экскурсии о здоровом образе жизни для учащихся 1-4 классов. Формировать негативное отношение к вредным привычкам и позитивное к здоровому образу жизни




Мероприятия: Мероприятия/ Описание Разработка эскизов Закупка необходимого оборудования и стройматериалов. Изготовление стоек, подставок и др. конструкций для цветов Изготовление шахматных фигур высотой 50 – 70 см Разметка шахматной доски Выращивание цветов Создание уголка живой природы Информирование о ходе проекта Беседы и лекции о цветах и уходе за ними, о роли растений в жизни людей и их влиянии на здоровье Шахматный турнир для участников проекта «Праздник цветов» для младших школьников


Ожидаемые результаты. Мы хотим создать в школе уютный уголок с озеленением для организации досуга во время перемен между уроками, пропаганды здорового образа жизни и организации шахматных состязаний. Главная форма озеленения - стационарные или передвижные контейнеры разных размеров и форм, расставленные поодиночке или оригинально скомпонованные. В центре этой зоны отдыха - шахматное поле размером 4 х 4 м с большими шахматными фигурами высотой 50 – 70 см. В этой зоне будет размещена информация о здоровом образе жизни. Этот уголок зимнего сада должен стать местом отдыха для учащихся и учителей нашей школы. Его можно будет использовать для проведения массовых мероприятий, организации шахматных турниров и соревнований в учебное время, во время перемен и во время работы детского оздоровительного лагеря в дни школьных каникул.