Сергей Николаевич Андрияка
Сергей Николаевич Андрияка
Художник-акварелист и педагог, народный художник Российской Федерации (2005), действительный член Российской академии художеств (2007). Основатель и руководитель Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. С 1985 г. по настоящее время состоялось свыше 500 персональных выставок художника, из них наиболее значимые: 1994 г. –Центральный выставочный зал «Манеж»: 600 работ. 1998 г. – Государственная Третьяковская галерея. 1994, 2005, 2008, 2011 гг. – Центральный выставочный зал «Манеж». 2008 г. – Юбилейная персональная выставка в Музейно-выставочном комплексе «Царицыно».
Искусство и время Сергея Андрияки
Открытие
02.10.16 / 03:03
В главном корпусе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ размещена не совсем обычная выставка. Стенды с фотографиями известных политиков сменились на виды русской природы в слегка потёртых рамах, и, кажется, нарисованных кистью. Демонстрация высокого искусства в высших государственных учреждениях – довольно распространённая практика в наши дни. Подойдя поближе, можно увидеть, что это репродукции картин академика РАХ Сергея Николаевича Андрияки. Картины художника как двери, которые, буквально, открыть может каждый, поступив в художественные учебные заведения Сергея Андрияки, образовательная методика которых рассчитана на абсолютно любую аудиторию. Школа и академия проникнуты неповторимым эстетизмом, дружественностью и тактичностью между учениками и преподавателями. Ни у кого не возникало даже насмешки, когда дети начинают в 13–14 лет рисовать обнажённую натуру.
С.Н. Андрияка, Натюрморт с фарфором, 2000 г.
С.Н. Андрияка, Натюрморт с фарфором, 2000 г.

Созданная на базе школы, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки сегодня ничем не уступает лучшим учебным заведениям России. Академия акварели – грандиозное строение с фасадом из колонн и греческого портика. Её помещения и коридоры с впечатляющим количеством картин и скульптур, дополненные спортивными залами и просторным бассейном, создают для студентов наилучшие условия не только для плодотворной работы, но и качественной релаксации. Многие из картин самых юных учеников украшают интерьер этого престижного заведения.

Секрет популярности этих учебных заведений заключается не только в преемственности техник Карла Брюллова и традиций училища барона Штиглица, но и в творческом размахе, способности восхищать и правительственные круги, и мало-мальски культурных обывателей.

С.Н. Андрияка, Троице-Сергеева Лавра, 2011 г.

В профессиональной художественной среде принятие творчества Сергея Николаевича происходило неоднозначно. Руководство Союза художников России отказывалось видеть в нем живописца, в то время как руководители периферийных художественных школ «вставали на колени» перед работами учеников его школы. Будучи ценителем экспрессионизма, Сергей Андрияка с уважением относится к виднейшим российским художникам, таким как Зураб Церетели и Михаил Шемякин. Но представители «авангардного» искусства не проводят мастер классы в академии, так как строгость соблюдения традиций «старых мастеров» – для ректора превыше всего.

Подчеркнутая аристократичность в творчестве академика не столько соответствует «старой школе», сколько дворянским идеалам и романтизму английской акварельной живописи. Сергей Николаевич стал громким именем российского изобразительного искусства задолго до получения звания народного художника. Многочисленные репродукции, выпущенные его школой, успешно продавались в туристических местах, даже в Moscow Duty Free, а фамилия «Андрияка» стала брендом в том числе в восприятии людей, не представляющих, что за ней скрывается.

С.Н. Андрияка, Разноцветные пионы, 2011 г.

Сергей Николаевич – как бы живущий вне времени человек, смотрящий на вещи сквозь простую «крестьянскую» веру. Произведения современной жизни не привлекают живописца. Компьютерная графика в восприятии художника – не для души. Цифровые технологии справедливо вызвали в определенных художественных кругах страх и неприятие, а сохранение традиции «храма» классического искусства, стало восприниматься как священный долг. Современная техника предоставила небывалые возможности, вместе с тем роботизированные программы отвоевали у изящного искусства старой школы прежде занимаемые позиции. В этой связи деятельность Сергея Андрияки стала реакцией высококлассного живописного творчества на автоматизацию искусства.

«Красочная» философия академика – спасительная миссия русской души для «серого» Запада. В его картинах нет места ни архитектурному хай-теку, ни, современной скоропреходящей моде. Для Сергея Николаевича виды монастырей, цветы, дорогой фарфор, ломящиеся от пива и омаров столы – все является иконой «небесных» даров. Как известно, искусство требует жертв, а предпочтение православию подразумевает негласные запреты. Сюжеты, посвященные фантастике, не принимаются на просмотр.

Говоря о Сергее Андрияке, нельзя не сказать о его духовном отце, известном православном священнике Сергии Савельеве. Его портрет художник создал под впечатлением необыкновенных мистических переживаний, о которых вспоминал в предисловии к 1-му тому проповедей архимандрита. Портрет получился настолько удачным, что вошел в фонд Третьяковской галереи. Художник всегда хранит его в своей мастерской, где, рядом с суровым взглядом монаха и аскетической надписью, создает практически все свои произведения.

С.Н. Андрияка, Ночь в итальянских альпах, 2010 г.

Он любит вспоминать о духовнике как о большой личности, и вместе с тем простом искреннем понимающем человеке с поразительно сильной верой. Издав несколько томов его наследия, Сергей Николаевич планирует опубликовать мысли старца о будущем церкви. Исповедник, узник лагерей и деятель «катакомбного» православия, отец Сергий обличал внутреннее устройство церковной жизни в советское время, осуждал церковную торговлю и находил примеры для подражания во множестве конфессий и религий. Его глубокие требования к православной церковной жизни унаследовал и Сергей Андрияка. После кончины духовника художнику трудно было найти свое место в церкви, впрочем, сейчас его иногда можно увидеть в Троицком храме в подмосковных Электроуглях.

Будучи ректором федерального образовательного учреждения, Сергею Николаевичу приходится часто взаимодействовать с органами исполнительной власти, и мне всегда приятно видеть его в стенах государственных учреждений. При очередной встрече я даже пошутил, что будто бы с осени искал в президентской академии подходящее место, где бы развесить свои картины; выбрал место, пришел после каникул, «а там Ваши работы – на всю стену». Он рассмеялся, мы раскланялись по-старинке, и у меня в очередной раз возникло непреодолимое желание посетить его академию акварели.

Материал подготовил Михаил Козлов

Поделиться: