Александр Иулианович Рукавишников
Александр Иулианович Рукавишников
Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств
Александр Рукавишников: «В России искусство приходится «дозировать» и «адаптировать»
Позиция
17.04.16 / 21:09

В 1983 году по инициативе Ассамблеи Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) Центр культурного наследия ЮНЕСКО объявил 18 апреля Международным днем памятников и исторических мест. Народный художник России Александр Рукавишников накануне праздника поразмышлял о состоянии скульптуры в нашей стране и пришел к неутешительным выводам.

Фото: 1.menswork.z8.ru

Я заметил, что немцы, датчане, австрийцы лучше понимают скульптуру, потому что там много веков на нее обращалось внимание. Там люди привыкли и знают, зачем она нужна - чтобы зафиксировать память, напомнить о великих людях прошлого, очистить психосферу города и планеты, наполнить мир вокруг красотой и гармонией. А в Африке, например, есть страны, где вообще не понимают, что такое скульптура, и у нас, к сожалению, сегодня происходит нечто подобное.

Упразднены худсоветы, а их роль часто исполняет единолично мэр или губернатор. На чиновниках-то, на мой взгляд, лежит главная вина за уродование наших городов, ведь они стремятся заказать что-то в традиционно-реалистическом ключе. Именно так и появляется монументальное уродство, которое засоряет пространство вокруг.

Получается, что некоему «поденщику от скульптуры» достаточно купить хороший костюм, явиться пред очи властей какого-нибудь провинциального городка и сказать: «Я скульптор» – и денежные заказы ему обеспечены.

«Я сделаю вам быстро и хорошо», – говорит этот самый «скульптор», и провинциальные мэры и губернаторы ведутся на это, потому что не особенно разбираются в премудростях скульптурного ремесла.

А получаются жуткие поделки! Несчастные жители вынуждены любить этих «реалистичных» уродцев, усеявших улицы и площади наших городов и городков. А ведь именно эти уродцы оказываются Юриями Долгорукими, Кириллами и Мефодиями, Николаями Вторыми, Суворовыми...

На месте чиновников я бы сначала выбирал одного скульптора из десяти посредством сравнения и конкурса, как это всегда практиковалось в России, и только потом доверял бы лучшему из них реализацию монумента. Позиция «тут не поймут, сделай проще и понятнее» - в корне ошибочна, именно поэтому скульптура в нашей стране пришла в такой упадок, что до сих пор у русских она ассоциируется с памятником на могилку. Это во многом и следствие многолетней монументальной пропаганды - она же вся была посвящена покойникам: Маркс, Энгельс, Ленин.

Но если советская скульптура была убога по содержанию, то теперешняя скульптура еще и кошмарна по своей форме. А учиться современным скульпторам негде: школа потеряна, после революции такие известные скульпторы как Коненков, Альтман, Цадкин, Архипов сначала пытались что-то создавать, но увидев бесперспективность своих попыток, поняли, что это никому не нужно. Кто-то из них уехал, кто-то остался и лепил красноармейцев.

Из-за этой вынужденности, из-за непрофессионализма современных скульпторов Россия наполняется все больше и больше посредственными объектами. Я очень боюсь таких халтурных памятников, которые сейчас заполоняют Россию. Знаете, это как в пейзажной живописи XVII века: какие-то козочки, какие-то люди, но все они без эмоционального наполнения.

Мы же не Северная Корея, не Туркмения, не Монголия! Россия – страна со сложной судьбой, но с невероятным культурным потенциалом. В искусстве давно уже наступил новый этап, но основная масса людей этого не заметила. Один богатый человек, не хочу его называть, заказывал памятник своему другу для севера страны.

Я его спросил: в каком стиле будем делать? Он сказал: «Да не поймут, боюсь! Давайте делать в традиционном реалистическом ключе!» Обыватель, увы, не чувствует разницы между плохим и хорошим - люди у нас плохо подготовлены к восприятию современного искусства. Поэтому в России приходится искусство «дозировать» и «адаптировать».

Записал Феликс Грозданов

Поделиться: