Автор: Ракитина Юлия
Автор: Ракитина Юлия
Искусствовед, специальный корреспондент "Россiя. Наследие"
Андрей Ковальчук: Культура как процесс
Позиция
14.09.16 / 04:04

Творческая интеллигенция составляет важную часть русского общества. Художники, скульпторы, поэты и архитекторы  запечатлевают облик страны и меняют его к лучшему. О том, каковы цели, задачи и проблемы современных творцов РН рассказ Андрей Николаевич Ковальчук, знаменитый скульптор, председатель правления Союза художников РФ, академик Российской академии художеств.

В России за многие столетия нашей истории создано великое множество произведений архитектуры, скульптуры и иных форм материального наследия. К сожалению, не все эти памятники культуры сохранились. Можно вспомнить наши утраты, которые случились в 1917 году, во время Гражданской, Первой и Второй мировых войн. Идеология 20 – 30-х годов XX века тоже принесла немалый ущерб, причем это касается как религиозных, так и светских памятников.

Да, далеко не все наше культурное достояние сохранилось, но даже то, что осталось – это очень многое. Безусловно, все эти памятники должны быть восстановлены. В этом вопросе существуют объективные проблемы. Страна огромная! В Европе государства небольшие, соответственно, и процесс сохранения наследия чисто географически проще. У нас же это фактически громадная территория – от Брянска до Калининграда, от Крыма до Мурманска. Поэтому, конечно, провести работы для сохранения или поддержки того или иного памятника очень непросто.

Композиция "Семья". Астрахань. 2013

В нашей истории было много тяжелых моментов и проблем, но сейчас все, кто связан с этой сферой, пытаются сделать все возможное для восстановления наследия, дать ему вторую жизнь. Памятник должен жить и развиваться, с этим никто не спорит. Но как его использовать? Должен ли это быть закрытый объект? Или там будет что-то находиться, функционировать? Музей? Храм, часовня или монастырь? Вопросов очень много, и мы все сейчас находимся в поиске решений.

Сегодня внимание уделяется сохранению как нашего материального наследия, так и нематериального. Это внимание исходит и со стороны государства, и в то же время общества, СМИ, различных организаций и отдельных граждан. Если говорить об организациях, то это, первую очередь, Архнадзор, ВООПИиК.

Они реагируют очень остро на ситуации, связанные с памятниками, и такая жесткая реакция – это часто именно то, что нужно. Именно такие «громкие» заявления привлекают внимание и, в конечном счете, позволяют найти решение. Здесь происходит взаимодействие государства и общества, представленного этими организациями.

Памятник героям Первой мировой войны, Москва, Поклонная гора. 2014

Но чтобы общество реагировало на проблемы искусства и культуры, эти темы должны быть частью повседневного дискурса. Внести культуру в жизнь человека это, прежде всего, это воспитание. Привитие мировым художественным наследием начинается в детском саду, в школе, в семье. Если наши граждане готовы воспринимать искусство, делиться им и пропускать через себя – это, в первую очередь, заслуга тех, кто познакомил их с миром искусства в детстве. Походы в театр, в оперу, в выставочный зал или музей во взрослом возрасте – это связано с тем, как человек воспитан. Проще, конечно, включить ТВ или интернет, но если находятся люди, которые проводят время иначе и черпают вдохновение из других источников, - значит, мы можем воспитывать будущие поколения в контакте с культурой и искусством, с миром красоты.

Просвещение, воспитание, образование – это самое главное. Это те столпы, на которых зиждется разностороннее развитие молодежи. К счастью, у нас есть талантливейшие педагоги, воспитатели, которые могут привлечь молодых ребят к тому, что им станет интересен мир поэзии, изобразительного искусства и архитектуры.

Все это возникает на начальном этапе жизни человека, но бывают и исключения. Когда в детстве что-то пропущено, в 18-20 лет молодой человек понимает, что ему не хватает глубины понимания мира через культуру, через искусство, он начинает это наверстывать. Такие случаи тоже есть, и их немало. Таким образом он начинает сам для себя открывать новые горизонты, сферу, которая была для него чужой. Он жил в своем ограниченном мире, а теперь начинает заниматься самообразованием. Но чтобы время не было потерянным, правильнее говорить о просвещении, воспитании с детства.

Памятник 1000-летию Ярославля. Ярославль. 2010

Грамотное воспитание является также и залогом того, что в стране появятся новые творцы. Дело в том, что профессия художника, как и любая творческая профессия, имеет несколько сторон, она сопряжена со сложностями, часто материальными – и это может испугать. С одной стороны, это радость творчества, это одержимость: ты любишь свое дело, готов отдаваться ему полностью и жить этим. С другой - существует реальная жизнь, в которой живет художник, и здесь возникают столкновения. Художник не живет один, у него есть семья. В начале это родители, потом он вырастает и создает свою семью, сам становится родителем. Тогда же он становится ответственным за то, что происходит с его близкими, здесь происходит столкновение с действительностью. В этом состоит сложность жизни современных художников в России – необходима не только творческая реализация, но и востребованность, чтобы прокормить семью.

Россия продолжает традиции очень серьезного отношения к художественному образованию. Оно уникально в мире – его корни уходят в столетия, в зависимости от направления. Система российского художественного образования идет с детства и продолжается 15-18 лет (в рамках профессии по-разному), она дает возможность полноценного профессионального воспитания творца – будь то танцор, режиссер или художник. Эта система давала и дает результат: качество, которое должно быть.

В СССР была определенное понимание искусства, связанное с политической системой и с классическим образованием. За рубежом подход к образованию принципиально иной. Поэтому наше искусство отличается от мирового, у нас есть более классическое понимание искусства, нежели там. Сейчас искусство развивается и поддерживается государством, в частности в том, что касается образования. Я бы условно разделил его на два направления: это современное классическое искусство и актуальное искусство.

Таким образом, путь творца – скульптора ли, архитектора, художника – начинается с самого детства. Сначала семья и социум открывают ему мир искусства, прививают любовь к культуре. Затем те, кто чувствует в себе творческие задатки, получают профессиональную подготовку, одну из лучших в мире. И вот художник выходит во взрослую жизнь. Что дальше? А дальше происходит восхождение к вершинам мастерства: тяжелый труд, труд, труд… В этом труде художнику помогаем мы, Союз художников РФ.

Мемориал “Жертвам Чернобыля“. Москва. 1993

Наш союз существует многие десятилетия: в нем состоят более 12 тысяч членов. В 1991 году произошел раскол в Союзе художников СССР, он перестал существовать, и на его месте возникли новые институции. На базе Союза художников СССР образовались Союзы художников России, Москвы и Санкт-Петербурга.

Какие у нас проблемы? Основных – три. Это мастерские, выставочные пространства и реализация. Для художника важно быть услышанным, увиденным, а для этого нужно создавать произведения. Где это можно делать? Дома, на кухне или в мастерской. Поэтому одна из важнейших проблем, которые стоят перед государством сейчас – обеспечение мастерскими. В СССР это было решено. Практически все профессиональные художники, которые закончили ВУЗы и состояли в Союзе художников, имели творческие мастерские. Они были разного качества, но они были. В постсоветское время новых мастерских не строится, мы перешли на другую систему координат. Все чем мы пользуемся, это остатки СССР. Задача нашего Союза сегодня – защитить статус художественной мастерской, чтобы она использовалась в творческих целях, чтобы ее статус не изменялся. Здесь существует жизненный вопрос, чтобы мастерские не сдавались под коммерческие нужды. Тогда возникает диалог между муниципальными властями и Союзом художников, который гарантирует использование для творчества, а власти создают условия в виде льготной аренды или безвозмездного пользования. Сейчас кстати в Москве много мастерских находятся в безвозмездном пользовании художников.

Вторая наша проблема это выставочные залы и площади. Для того, чтобы показать свой труд, художнику нужны залы, а аренда весьма дорогая. Коммерческие залы часто не могут пойти на уступки. У нашего Союза два зала, на Беговой и на Покровке, у академии художеств зал на Пречистенке - они предоставляются бесплатно, но, как вы понимаете, очередь на них очень большая.

И еще одна наша проблема это реализация произведений. Галереи немногочисленны, не могут удовлетворить спрос как покупателей, так и самих художников. В этой сфере нам тоже нужно решение.

Когда ответы на эти вопросы будут найдены, нашим художникам будет легче творить – и тогда города России обогатятся новыми памятниками, объекты наследия будут реставрироваться, а страна – хорошеть.

Поделиться: