Автор: Юлия Ракитина
Автор: Юлия Ракитина
Спасти особняк Ф. Пеца
Проблема
01.10.16 / 03:03
Город, обладающий историческим центром, живет и дышит, у него есть характер и история. Санкт-Петербург свои архитектурные сокровища всегда бережно хранил - всегда, до последнего времени. Уже некоторое время город на Неве с переменным успехом обороняется от возникающих из ниоткуда экспертов, эффективных девелоперов и прочих всадников архитектурного апокалипсиса. Ну а сейчас пришло время очередной битвы – на этот раз под ударом может оказаться исторический памятник XIX века, особняк Ф. Пеца на Васильевском острове, где в наши дни расположен Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум.

Техникум много десятилетий лет готовит редких специалистов издательского дела – полиграфистов и издателей. Это единственное учебное заведение данной отрасли на Северо-Западе нашей страны, что представляет особую ценность для печатной промышленности России, переживающей и так непростые времена. Всего подобных учебных заведений – только 4 на всю Россию.

Сейчас техникум пытаются лишь исторического особняка, где он располагается уже 86 лет, и слить с другим учебным заведением, к которому полиграфия не имеет никакого отношения. Свеженазначенный директор полиграфического техникума А. М. Кривоносов одновременно руководит и «Колледжем строительной индустрии и городского хозяйства», к которому он и собирается присоединить техникум. Историческое здание, отреставрированное буквально в 2015 году по всем законам и правилам реставрационного искусства, внезапно было признано аварийным, о чем и сообщил студентам и преподавателям Кривоносов. Нетрудно догадаться, что так техникум лишится своего уникального особняка, а сами редкие специальности будут потеряны в непрофильном учреждении. Исторический особняк и дорогая земля Васильевского острова – лакомый кусочек для многих, а будущие специалисты-издатели могут пострадать мимоходом. Так чем же так уникален особняк Ф. Пеца?

На участке дома № 28 по 5-й линии Васильевского острова архитектор И.И. Цим в 1860 году возвел каменный двухэтажный особняк. Иоганн Иванович Цим – русский архитектор немецкого происхождения, академик архитектуры, создавший множество зданий Санкт-Петербурга. Цим родился в Гамбурге и окончил Копенгагенский Политехнический институт, после чего переехал в России, где в 1858 году получил звание академика архитектуры. Его эклектичные творения украшают Малый проспект Васильевского острова, набережную канала Грибоедова, набережную Мойки и многие другие улицы.

Двухэтажный особняк, построенный Цимом для купца Ф. Пеца, в конце 1880-х годов купил М.М. Стасюлевич для издательско-полиграфического комплекса. Таким образом, нынешний техникум – не просто учебное заведение, но и славный продолжатель традиций более чем вековой давности.

М.М. Стасюлевич — ученый и общественный деятель, был в то же время крупным издателем, владельцем типографии и книготорговцем. Профессор Санкт-Петербургского университета на кафедре всеобщей истории, он преподавал историю будущему царю Николаю II. Издательскую деятельность Стасюлевич вел около сорока лет. Отметим, что он единственный русский издатель, удостоившийся персональной пятитомной публикации личных документов и переписки. Подготовленный Лемке, который заведовал типографией, в 1911-1913 годах труд «Стасюлевич и его современники» стал документальным собранием, без которого сейчас невозможно изучение русской культуры второй половины XIX – начала XX века.

Издание должно было быть одиннадцатитомным, однако с мобилизацией в армию Лемке работа прекратилась – началась Первая мировая война. В память о Карамзине в 1866 году он открывает, вернее сказать, возобновляет выпуск общественно-политического и историко-литературного журнала «Вестник Европы», редактором которого оставался до 1908 года. «Вестник Европы» печатал и художественные произведения. Первыми авторами журнала были: А. Толстой, А. Островский, Я. Полонский, И.С. Тургенев, который дебютировал здесь с повестью «Бригадир», а также Крестовский, Левитов и Успенский. Иностранная литература была представлена такими именами, как Э. Золя, Ф. Шиллер, Г. Гейне.

На страницах журнала выступали многие передовые ученые: А.Н. Бекетов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников. Журнал пользовался огромной популярностью и приносил весьма солидный доход. Благодаря этому Стасюлевич закупил в Германии три скоропечатные и паровые типографские машины, создал одну из крупнейших и лучших петербургских типографий и начал выпуск книг. Он приступает к изданию серии «Русская библиотека» — книг, доступных для широких масс читателей.

Первым вышло издание Пушкина, затем Лермонтова, Гоголя и т. д. Анненков так отзывался о первой книге «Русской библиотеки»: «Книжка весьма благообразна, свежа, изящна по наружности. Если бы можно было иметь в России еще и хорошую бумагу, без разорения издателей и публики, так лучше и желать нечего… Все остальное достигнуто вполне – шрифт, обертка, чистота в тексте и в разверстке его – превосходны».

В 1930 году Наркомпрос РСФСР приказом № 272 от 27 мая открыл Ленинградский техникум печати на базе школы № 41. Техникум был подчинен Всероссийскому полиграфическому объединению при ВСНХ.

Великая отечественная война 1941–1945 годов прервала работу техникума. Многие юноши и девушки старших курсов со своими преподавателями ушли на фронт. В декабре 1941 года ОГИЗом сначала было принято решение о закрытии техникума, но после упорных доказательств директора техникума В.В. Гуля-Яновского о необходимости сохранения учебного заведения было принято решение о переводе техникума на консервацию. С 1942 по 1944 год в здании техникума размещался районный штаб Местной противовоздушной обороны. Зима 1941/1942 года была очень холодной, центральное отопление не работало, и временные владельцы здания техникума сжигали, что считали возможным. Учебное оборудование и архив довоенных лет были полностью утрачены. Удалось сохранить уникальную библиотеку с ее музейными экспонатами. Осенью 1944 года вернулся с фронта директор техникума В.В. Гуля-Яновский. Благодаря его инициативе получилось добиться решения о возвращении Полиграфического техникума в число действующих учебных заведений.

Судьба техникума неотделима от судьбы страны и города. Это был единственный техникум, выпускники которого работали в типографиях по всей стране и в основных типографиях Ленинграда. А после войны именно его выпускники восстанавливали типографское оборудование, налаживали технологии печатания, печатали газеты, книги, журналы.

До 2012 года техникум находился в ведение Объединения государственных издательств (ОГИЗ) при Совете министров СССР, Министерства культуры РСФСР, Министерства Российской Федерации по делам печати, Комитета по печати Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

С 1 января 2012 года техникум находится в ведении Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и называется государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум».

В 2001 году состояние особняка Ф. Пеца было признано плохим, а сам особняк было решено «рекомендовать к включению в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (экспертное заключение от 20.03.2000)». Однако реставрационные работы начались только через 10 лет.

В течение 2011-2015 гг. Научно-реставрационная фирма «МИР» проводила работы в особняке Ф.Пеца. За свою более чем столетнюю историю особняк не реставрировался, проводились только необходимые ремонтные работы.

Перед началом производства работ специалистами НРФ «МИР» было проведено комплексное инструментальное техническое обследование: состояния несущих конструкций здания, кирпичной кладки, штукатурного и окрасочных слоев, древесины оконных, дверных и воротного заполнений. Были зафиксированы не только дефекты конструкций, кирпичной кладки, но и значительные утраты фрагментов исторической отделки помещений. Вследствие множественных многолетних протечек на потолках во встроенных помещениях были обнаружены обрушения участков штукатурки до подшивки дранью, лепных композиций. Все столярные заполнения имели дефекты материала и были сильно деструктированы, а множественные окрасочные слои шелушились. По заключению специалистов, в послевоенные годы здание постоянно эксплуатировалось, поэтому каждый год проводились новые окрасочные работы масляной краской поверх предыдущих окрасок. Это привело к отслоению красочных слоев, окраске фрагментов стен колерами, не соответствующим первоначальным.

После досконального технического обследования здания и тщательного изучения архивных материалов специалистами НРФ «МИР» был разработан проект реставрации крыши и фасадов, а также воссоздания оконных заполнений лицевого фасада здания. В процессе работы на объекте проведены работы по реставрационному ремонту главного фасада, крыши, арки проезда и брэндмауэрной стены. Были сбиты слабо держащиеся участки штукатурного слоя, выполнена реставрация исторической штукатурки, лепного декора, восполнены утраты штукатурного слоя гладких и профилированных поверхностей. На основании исторических иконографических материалов изготовлены и заменены столярные оконные заполнения.

Научно-реставрационная фирма «МИР» выполнила окраску фасадов и оконных заполнений по колерному бланку, согласованному с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Были отремонтированы внутренние помещения и система отопления. Все проектные и производственные работы выполнялись по заданиям КГИОП и в сотрудничестве со специалистами комитета.

Благодаря проведенным работам удалось не только компенсировать ветхость, неизбежную для памятника такого возраста, но и вред, нанесенный историческому зданию в течение военных лет. В 2015 году особняк Ф. Пеца вновь обрел свой исторический облик, а высокий уровень проведенных реставрационных работ отметил и директор техникума.

Однако, как показала практика, разрушение и ветшание – не единственные враги исторической застройки Санкт-Петербурга. К защите техникума от выселения подключились многие студенты, выпускники и жители Петербурга, на сайте change.org создана петиция за сохранения техникума в существующем виде.

«Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум - это не только нужное в отрасли образовательное учреждение, но и коллектив заслуженных педагогов и богатая история существования техникума. Дело Стасюлевича по сохранению библиотеки и здания техникума нельзя просто так взять и выкинуть. Издательское дело нуждается в сохранении. Потому что культура печатного слова - есть культура народа» - так считает Максим Щетинин, житель Санкт-Петербурга.

Мария, студентка техникума, рассказала о своем видении ситуации: «Здание нашего техникума уникально не только своей архитектурой, но и значимостью для издательского дела. С конца восемнадцатого века под его крышей располагались издательства и типографии – где еще изучать издательское дело, как не в его стенах? Все аудитории и кабинеты пропитаны «книжным духом», старинные каменные лестницы и путаные коридоры напоминают ученикам о том, что до них здесь трудились настоящие профессионалы. К тому же, в каком еще учебном заведении найдется место, например, под многометровую машину для многокрасочной офсетной печати?.. В этом же здании есть отдельная пристройка, в которой, думаю, почти с самой постройки располагались типографские цеха.

В бибилиотеке техникума собрана уникальная коллекция узкоспециализированных изданий, необходимых издателям (корректорам, верстальщикам) и полиграфистам. Из-за того, что эти специальности очень редки, профессиональную литературу найти практически невозможно – большая ее часть была отпечатана в пятидесятых (а то и раньше) небольшими тиражами, и представляет большую букинистическую ценность.

Кому и зачем выгодно нас выселить – мы, естественно, не знаем. Официальная директорская «легенда»: техникум переносят для того, чтобы в этом здании открыть какие-то кружки. Звучит слишком уж наивно. Если взглянуть правде в глаза: Васильевский остров – это почти центр (пятнадцать минут пешком - и вы на Дворцовой площади), и земля здесь стоит несколько сотен миллионов рублей. А так как техникум занимает немалую площадь (трехэтажное здание, плюс типография), несложно посчитать, что от продажи земли можно выручить очень-очень много. Тем более, метро от нашего техникума в пяти минутах ходьбы – серьезный аргумент для гостиницы, например. Мы не знаем, что случится с этим зданием, когда нас из него выселят. Его могут отремонтировать, а могут и снести (и, скорее всего, снесут, потому что узкие коридоры и бесконечные классные комнаты вряд ли удовлетворят покупателей). Только то, что мы там находимся, гарантирует его сохранность и неприкосновенность».

В случае с особняком Ф. Пеца и студенты, и преподавательский состав абсолютно единодушны в оценке происходящего. Юлия Маркова, один из преподавателей техникума, рассказала журналу «Россия.Наследие» об уникальной библиотеке (к которой в большей степени применимо слово музей) учебного заведения и о своих ощущениях от грядущей катастрофы.

«Россия.Наследие»: Расскажите, пожалуйста, о библиотеке и музейных предметах, которые хранятся в здании техникума?

Юлия Маркова: В техникуме имеется уникальная библиотека, оставшаяся еще со времен М. М. Стасюлевича. Все поколения преподавателей и студентов бережно хранят историю техникума и библиотеку. В ней имеются рукописные книги и инкунабулы XV века, старинные и антикварные издания. Ежегодно к Дню славянской письменности библиотекари устраивали выставки этих книг для студентов. Преподаватели могут пользоваться этими книгами как наглядными пособиями на дисциплинах «История книги», «Художественно-техническое редактирование» и др. , взяв их на занятие.

Р.Н: Почему для вашего техникума принципиально важно оставаться именно в этом здании? Разве нельзя изучать издательское дело в любом другом месте?

Ю.М.: Наш техникум - это история нашего города. История издательского дела. Здесь трудятся прекрасные преподаватели, мастера своего дела. В переплетном цехе для студентов открыт бесплатный кружок переплетного мастерства. Студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Художественно-техническое оформление» – миниатюрное издание, воплощая свой проект оформления. Созданы все условия для качественного обучения. Техникум был только в этом здании, и ни в каком другом. Здесь особенная атмосфера: на первых занятиях преподаватели рассказывают о здании, его истории, о издателе Стасюлевиче. Так с первых дней происходит погружение в профессию, прививается любовь к ней. Я считаю это важным воспитательным моментом при обучении специалиста издательского дела, полиграфиста.

Р.Н.: Кому выгодно выселить вас из родного здания? Насколько востребована земля Васильевского острова? Как возможное выселение скажет на учебном процессе?

Ю.М.: Это центр города, здесь самая дорогая недвижимость. Техникум имеет собственный внутренний дворик. Опытный глаз предпринимателя сразу заметит преимущества этого особняка. Если выселение произойдет, может случиться все что угодно. Это и беспокоит. Мы не знаем, что будет со зданием и библиотекой.

Ровно так же мы и не знаем, что будет с самим коллективом студентов и преподавателей. У нас хорошие, доверительные отношения. Такие отношения могут быть только в маленьком коллективе. Наш техникум и сам по себе небольшой, камерный. Обстановка, можно, сказать домашняя, у нас тихо и спокойно. С каждым студентом контакт, как со своим ребенком, к каждому находим индивидуальный подход.

Это ощущения в целом. Нам трудно представить подобные сложившиеся отношения в большом, объединенном учебном заведении – и это при условии, что наши специальности полиграфиста и издателя «выживут» в этом непрофильном, большом училище.

***
Борьба за исторические здания, памятники культуры постепенно заняла в общественном сознании положенное ей место – место важного и нужного общественного начинания. Охрана культурного наследия это понятная, благородная деятельность, если мы подразумеваем исторические интерьеры и ценные памятники прошедших веков. Однако есть еще один вопрос, который требует ответа – а является ли вместилище уникальных знаний, техникум или ВУЗ, этим культурным наследием, пусть и нематериальным? Как нам сохранять не только исторические особняки, такие как особняк Ф. Пеца, но и тех редких специалистов, настоящих и будущих, которые населяют эти особняки?

Если в ближайшее время ответов на эти вопросы не появится, скорее всего, в центре Санкт-Петербурга появится новый отель или бизнес-центр, а историю этого прекрасного города мы сможем увидеть только в интернете, а не на бумаге.

Поделиться: