Автор: Вадим Разумов
Неоконченная пьеса
PROчтение
23.10.16 / 08:08
Картину Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» кинокритики часто называют одним из самых удачных произведений прославленного режиссера. Это подтверждает и зритель, ставя фильм в число лучших творений российской киноклассики. В чем же его секрет? Что выделяет его на фоне других фильмов, снятых в советские годы на территории исторических усадеб? Основными факторами, сделавшими «Неоконченную пьесу» столь популярной, является невидимая для зрительского глаза, тонкая историко-литературно-психологическая режиссерская работа, которую очень явно ощущает на эмоциональном уровне каждый, кто хоть раз посмотрел фильм. Давайте подробно проанализируем каждую из удивительных составляющих «рецепта» этой кинокартины.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Семидесятые годы XX века. Об особенностях дворянской культуры в широком кругу общественности говорить еще не принято. В то же время, на экранах начинают появляться экранизации исторических романов, вольные киносюжеты на «барскую» тему, небольшие зарисовки, изображающие быт и нравы прошлых лет. Но большинство из них пока еще носят подчеркнутый «советско-адаптивный» характер. Мы понимаем, что «историчность» таких фильмов – не более чем удачная декорация к политически приемлемому сюжету, которая не содержит глубокого погружения в «запрещенную» культуру.

Барельефы северного фасада – это практически всё, что осталось от былого великолепия усадьбы

И вот, на фоне таких нейтральных картин режиссер Никита Михалков решается снять настоящую сенсацию. Он задумывает создать киносюжет, в основу которого легла бы необычная компиляция из нескольких известных произведений Антона Павловича Чехова – писателя, наиболее тонко и ярко описавшего закат усадебно-дворянской культуры. Совместно с гениальным сценаристом Александром Адабашьяном Михалков анализирует множество произведений Чехова. После проделанной работы, творческий дуэт решает, что будущая картина будет снята по мотивам сразу нескольких чеховских произведений – «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года» и «Моя жизнь». Выяснилось, что у этих самодостаточных по своему смыслу произведений, есть немало общих мотивов, которые можно было искусно объединить в рамках одной картины. Режиссеры решили пойти на необычный шаг, и в этом их ждал колоссальный успех. Но пока тандему необходимо было решить несколько важнейших организационных вопросов: где будут проходить съемки, кто будет играть роли, как настроить актеров на игру в столь необычной экранизации…

Н.С. Михалков и А.А. Ардабашьян на съемочной площадке

Сюжет кинопроизведения предполагал объединение сразу нескольких лирико-социальных мотивов: упадка дворянской культуры и «липкое» ощущение бессмысленности праздной жизни героев, гоголевского обличения нескольких распространённых профессий и социотипов, глубоких, драматических жизненных и любовных переживаний персонажей. Одним словом, будущая картина была призвана художественно изобразить закат «прекрасной эпохи»: без злой иронии и политической окраски, без резких оценочных суждений и режиссерской нелюбви к героям, но тонко, прочувственно, крайне драматично. В картине впервые за долгие годы поднимается проблема бессмысленности человеческого бытия на фоне упадка культуры. Михалкову и Адабашьяну удалось практически невозможное: показать на широком экране то, о чем, по сути, было не принято говорить. Классические мотивы пришли на смену политическим.

На съёмочной площадке

И, конечно же, для воплощения своих задумок в кадре им потребовалось совершенно особое место для съемок.
Поиски подходящей натуры было решено начать из числа известных подмосковных дворянских усадеб. Режиссеры очень хорошо понимали, что для съемок картины с таким сюжетом не подойдут хорошо сохранившиеся усадебные комплексы, превращенные в парки и музеи. В то же время, руинированные имения тоже не могли предстать в кадре – экранная усадьба должна была стать домом для главных героев. Выбор пал на забытое подмосковное имение Арцыбашевых в Пущино. Некогда роскошный барский дом и парк, заросшие пруды и атмосфера «разоренного гнезда» – все это было способно поддержать идею будущего фильма. Режиссерский тандем принял решение писать сценарий и проводить съемки именно здесь. Оформление творческих замыслов в конкретный сюжет проходило тут же, в Пущино. Михалков и Адабашьян прогуливались по бывшему дворянскому имению, споря и обсуждая детали будущей картины. Через полтора месяца сценарий был готов.

Сегодня состояние усадьбы находится на грани руинирования

Актерскому составу картины, среди которых были Олег Табаков, Александр Калягин, Елена Соловей, Антонина Шуранова, и другие, предложили не просто сыграть свои роли, а погрузиться в атмосферу усадебной жизни. Актеры вспоминали: «Мы все лето жили на одном месте, на работу ходили пешком, неспешно. Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объема его роли, весь съемочный период провел в Пущино. С семьей, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но четкого разграничения на «дело» и «не дело» не существовало. И труд был не в тягость, и досуг естественно и ненавязчиво заполнялся размышлениями о работе».

Практика погружения в собственную роль дала отличные результаты: спустя 40 лет актерская игра в «Неоконченной пьесе» продолжает восхищать зрителей. Фильм вышел в прокат в 1976 году. Всего за несколько месяцев он приобрел миллионы поклонников в стране советов. Его драматизмом просто невозможно было не проникнуться. Спустя некоторое время Михалков поставил «Пьесу» на сцене в Риме, а в 1984 году британский драматург Майкл Фрейн показал англоязычную версию пьесы в Великобритании - она получила название «Дикий мёд». «Пьеса» стала классикой, навсегда войдя в историю. Но что же стало с основной декорацией к ней?

Усадьба Арцыбашевых в Пущино, получившая известность, «сыграв» роль героя фильма, продолжает жить в собственной драме.

Здание главного дома усадьбы в середине XIX в.

Старинное имение, упоминания о котором существовали еще в XVI веке, достигло своего расцвета в конце XVIII века. Именно тогда представителями рода Арцыбашевых на живописных приокских просторах был основан роскошный усадебный комплекс. Жемчужиной усадьбы являлся двухэтажный господский дом с антресолями в классическом стиле. Фасады дома были причудливо декорированы каменными деталями, которые частично сохранились до сих пор. Параллельно со строительством дома в Пущино возвели целый ряд хозяйственных построек: конюшню, амбары, дома для проживания крепостных крестьян. Благодаря стараниям искусных садовников в усадьбе появился парк в пейзажном стиле с каскадом прудов. Духовным центром усадебного комплекса стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведенная в 1756 году на средства майора Якова Ивановича Арцыбашева.

В начале XIX века имение перешло в собственность двоюродного брата Якова Арцыбашева – генерала Павла Афанасьевича Афросимова и его семейства. Семья Афросимовых осталось в памяти потомков не только благодаря ратным подвигам Павла Афанасьевича, но и благодаря светской популярности его супруги, Настасьи Дмитриевны. Эта красивая и образованная дама была душой светских салонов. Считается, что именно она послужила прототипом толстовской Марьи Дмитриевны Ахросимовой из романа «Война и мир» и грибоедовской Анфисы Ниловны Хлестовой из «Горя от ума».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Пущино, 1756 г.

Композитор Александр Алябьев был страстно влюблен в супругу наследника четы Афросимовых Александра Павловича, Екатерину. Музыкант часто посещал имение, в котором жила его муза. Он был поражен красотой этой усадьбы и под впечатлениями от Пущино написал знаменитую «Итальянскую арию для скрипки и фортепиано». В 1840 году, когда Екатерина Афросимова овдовела, Алябьев сделал даме своего сердца предложение, на которое получил положительный ответ. Оскорбленные родственники покойного мужа смогли отсудить у Екатерины Афросимовой-Алябьевой имение в Пущино.

С середины XIX столетия имение часто меняло своих хозяев. В разные годы им владели представители семейств Рогожиных, Веберов, Перловых, Лосевых, Каштановых. В начале XX века главный дом усадьбы был перестроен в стилистических формах неоклассицизма – к одному из фасадов пристроили шестиколонный портик, а также провели фриз, декорированный лепниной. Первая мировая война помешала воплощению всех идей по перестройке усадьбы.

В советские годы за усадьбой начала закрепляться слава исторической киноплощадки. В 1928 году здесь проходили съемки фильма «Хромой барин» по мотивам одноименной повести Алексея Толстого. Спустя два года после выхода в прокат «Неоконченной пьесы» творческий союз Михалкова и Адабашьяна приступил к съемкам нового фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» по мотивам известного романа Ивана Гончарова. Процесс создания нового киношедевра проходил в полюбившейся актерскому составу усадьбе Арцыбашевых в Пущино. Многие их тех, кто сыграл ключевые роли в «Пьесе» с радостью взялись за новую работу в очередной картине. И снова на экранах появилось Пущино, ставшее своеобразным символом художественного угасания живых свидетелей дворянской культуры.

В свободное от искусства время покинутая усадьба в Пущино играла трагическую роль разрушающегося дворянского гнезда. К сожалению, эта роль оказалась слишком затянувшейся. Утопическую историко-краеведческую драму регулярно предлагают как-то разрешить местные активисты и защитники. Но пока желающих взять на себя заботы по восстановлению уникального усадебного комплекса так и не нашлось. Сегодня он находится на грани исчезновения. Большинство хозяйственных построек превратились в руины, усадебный Успенский храм был взорван в советское время, дом разрушается, а участок, на котором находится усадьба, по совместительству являющийся памятником природы, нуждается в уходе. В данной ситуации остается надеяться на то, что подобно героям романтических драм, претерпев множество бед и лишений, Пущино все-таки сыграет свою главную роль – роль возрождающегося памятника истории.

Поделиться: