Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский
Кандидат исторических наук
Эклектика русской усадьбы: о курсистке Ярошенко и бомбисте Савинкове
Красная книга
29.04.16 / 14:02

Потомки древнего боярского рода и русские миллионеры, художники и профессиональные бомбисты-террористы. Где могли встретиться столь разные люди? Конечно же, в русской усадьбе конца XIX – начала XX веков.

Эклектика – это не только архитектурный стиль, характеризующийся сочетанием форм и элементов различных стилей. Это целое социокультурное явление, возникающее в кризисные переходные состояния общества и государства. Она отражает человека, метущегося в тяжелом выборе между взаимопротиворечащими историческими корнями, новыми эстетическими идеалами и современными практическими формами жизни. Это драма недостижимого синтеза, попытка гармонизации наступающего хаоса на закате великой цивилизации. Такова усадьба Степановское-Павлищево, известная также под топонимом Павлищев бор.

Архитектура главного дома усадьбы, построенного в 1870-1880-е годы, поражает разнообразием приемов, откровенной асимметричностью и удивительной гармонией. Это была и дворянская усадьба, и одновременно, типичная древнеримская вилла, украшенная множеством портиков, колоннад, сложными фронтонами и карнизами, пилястрами и трехгранными полуколоннами, утопавшая в море античных статуй и экзотических цветов. Воспитанница последних владельцев имения миллионеров Ярошенко Мария Заболоцкая рассказывала мужу поэту Максимилиану Волошину, что содержание одного сада, включая наём французских и английских садовников, обходилось хозяевам в 12-15 тысяч рублей ежегодно. По тем временам значительная сумма – около 18 миллионов рублей современными деньгами.

Изначально имение принадлежало древнему столбовому дворянскому роду Степановых, известному с начала XVI века со времен великого князя Василия III Иоанновича. Отец Ивана Грозного наделил их землями и вотчинами в Мещерском уезде. На гербе Степановых не зря изображен стоящий на задних лапах лев. Многие представители рода были военными, занимали высокопоставленные посты в администрации. Среди них Александр Петрович Степанов, герой Отечественной войны 1812 года, первый Енисейский губернатор, известный писатель и поэт, исследователь Сибири. Его сын Петр – генерал от инфантерии, комендант Царского Села, внук Михаил – генерал от кавалерии, приближенный великого князя Сергея Александровича. Непосредственным устроителем усадьбы Степановское-Павлищево был другой представитель рода архангельский губернатор Платон Викторович Степанов и его дочь Елизавета Ярошенко.

От былого великолепия сегодня не осталось и следа. Фотографии усадьбы начала XX века

Усадебный комплекс сформировался в конце XVIII века и был изначально полностью деревянным. К сожалению, до наших дней он не дошел – пожар 1917 года уничтожил большинство деревянных строений. Однако жемчужина усадьбы – дворец Ярошенко – была возведена гораздо позднее последней четверти XIX века. Прообразом её стала итальянская вилла семьи Ярошенко в местечке Бордигера на Лазурном берегу меж Сан Ремо и Ментоной. Именно её приобретение натолкнуло владельцев на строительство схожего дворца в Росси. Второй муж Елизаветы Платоновны - Василий Александрович Ярошенко был не только химиком, но и инженером. Именно он спроектировал дворец в Павлищевом Бору. Историки до сих пор спорят о точной датировке строительства главного дома. Архивные документы свидетельствуют о том, что крупное строительство в усадьбе велось в начала 1880-1881 годах, однако, современные исследователи полагают, что комплекс был закончен 1892-1893 годах.

Въезд в усадьбу был оформлен двумя пилонами со скульптурами оленей. Липовая аллея вела к усадебному дому и в парк, разбившийся вдоль реки Теча. Сам парковый ансамбль был создан уже после постройки дворца, окончанием его строительства считается 1900 год. Остатки парка производят впечатление до сих пор. Длинная почти полукилометровая аллея вдоль русла реки и несколько пересекающихся аллей в центре парка были разноображены многочисленными липовыми беседками и прудами, образованными искусственными плотинами. На красном дворе усадьбы по другую сторону от въездных ворот расположены конюшни, склад инвентаря, дом управляющего с мезонином.Главный дом усадьбы кирпичный трехэтажный с цокольным этажом.

В сторону реки выходит большой балкон, опирающийся на длинную колоннаду, от которой начинается анфилада лестниц и партеров. Воспитанница семьи Ярошенко Прасковья Васильева так описывала усадьбу: «На главной террасе дома, среди оранжерейных деревьев и цветущих кустарников высились белые статуи — гипсовые фигуры крылатых гениев. От фасада дома к реке Тече спускался уступами-террасами старый парк; длинная, «темная», липовая аллея вела от дома к купальне на реке. Купальня была построена из белого камня в романтическом стиле в виде развалин замка с башнями и стрельчатыми окнами; через окна можно было из водоема купальни выплывать в запруженную реку Течу». Здание купальни также не сохранилось.

Портрет Василия Александровича Ярошенко кисти его родного брата Николая Александровича

Каждая комната дворца-виллы имела уникальные интерьеры в неповторимой стилистке. Мария Заболоцкая вспоминала в 1926 году: «В Степановском были удивительные комнаты. Столовая очень светлая - желто-золотистая. Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон, которые выходили на широкий луг. Подъезд к дому занят японским газоном. Висели большие картины в золоченых рамках, несколько картин Ярошенко, брата Василия Александровича, «Извержение Везувия» и еще одна картина - старинная: «Аввакум приносит в жертву Исаака». Потом шла гостиная. Там были тяжелые портьеры. Она почти всегда была темная. Потом малая светлая гостиная, потом библиотека. Подоконники были мраморные, разных цветов - розовые, зеленые, а над этими комнатами - наверху - была комната Елизаветы Платоновны. Кушетка, на которой она жила, была совсем пустая. Потом химический кабинет Василия Александровича из двух комнат: одна очень большая, заставленная химической посудой, и другая, совсем маленькая. А потом к крылам здания шли комнаты детей и моя комната. Еще для гостей был флигель.

Курсистка. Художник Н. Ярошенко. Моделью послужила Елизавета Ярошенко

Сад спускался террасами к реке. Там на воде стоял домик «Арсенал», где хранились лодки, водные лыжи, гоночные лодки и т. д. Вдоль реки шла липовая аллея, а потом ее пересекала кленовая, светлая, лучистая. А дальше начинался фруктовый сад. В нижней части были гроты, подземелья, пещеры. Там было жутко. Я и не везде там была». Павильон «Арсенал», использовавшийся как лодочная станция, до наших дней, увы, не дошёл.

Дом был украшен картинами художника Николая Ярошенко, одного из идейных вдохновителей и руководителей товарищества передвижных выставок. Все знают его по знаменитой работе «Курсистка», однако, мало кому известно, что в роли «Дамы с кошкой» выступает сама Елизавета Ярошенко. С женой брата у художника сложились особо теплые и доверительные отношения. Усадебный быт запечатлен на других полотнах. Картина 1888 года «На качелях» изображает народные гуляния в Павлищево на День Святого Духа – один из главных православных праздников, приходящийся на восьмой понедельник по Пасхе. В народе этот праздник имеет и глубокие языческие традиции. В центрально-черноземных областях в народе праздник называли Провожание русалок или Именины земли. По различным поверьям в этот день была сотворена земля, и обрабатывать её было запрещено.

В советское время усадьбу занимали санаторий и другие лечебно-профилактические заведения

Считалось также, что на Духов день русалки выходят из водоемов и бегают по полям. На картине изображено качание на качелях и ухаживания солдата за усадебной горничной. На знаменитой картине «Портрет няни» изображена сельская учительница из Степановского-Павлищево некая Докукина. В 1919 году после национализации имения все полотна Николя Ярошенко из особняка были переданы в Калужский художественный музей.

Интересны не только интерьеры, но и посетители усадьбы. Среди них был один из самых знаменитых русских революционеров, руководитель Боевой группы партии эсеров Борис Викторович Савинков. Он был сыном на сестры братьев Ярошенко Софии. В 1917 году при Временном правительстве Борис стал управляющим военным ведомством и губернатором Петрограда. Многие его прочили в главные претенденты на роль военного диктатора. Но провал Корниловского выступления, нацеленного на прекращение анархии в стране, поставил крест и на политической карьере Савинкова. Невозможно представить приличную русскую усадьбу той поры, которая не вошла бы в историю масонства.

Сейчас усадьба находиться на грани руинирования

Здесь собирались масоны художник, член объединения «Бубновый валет» Виктор Викторович Савинков, губернатор Александр Степанов, описавший процедуру принятия в масонскую ложу в 1815 году. Одновременно здесь бывали «разоблачители масонского заговора» Николай Свитков (Степанов). Православный общественный деятель, крупнейший историк русского масонства и его отец Филипп Петрович Степанов, прокурор Московской синодальной палаты, камергер, известный как первый публикатор так называемых «Протоколов сионских мудрецов». Можно только представить, какие интересные и яркие диалоги могли происходить между людьми столь противоположных общественно-политических взглядов. И лишь культура и искусство были для них объединяющим и примирительным началом.

В советские времена была начала реставрация усадебного комплекса. Благодаря ней сохранились остатки интерьеров – в основном потолочные плафоны с различными геометрическими фигурами. В целом же исторические интерьеры усадьбы утеряны, окна выбиты, статуи разбиты или украдены, а по пустым залам особняка гуляет ветер. Только скульптуры оленей на въезде в усадьбу все еще стоят на своих местах. Сильное впечатление на посетителей производят массивные кирпичные своды полуподвального этажа. Единственное, что спасает здание от разрушения – это пока еще сохранная крыша. В наши дни силами специалистов Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова разработан подобный научный проект восстановления усадьбы, но реализация его пока невозможна.

Проект реконструкции усадьбы

Проект реконструкции усадьбы

Документы на право государственной собственности на усадьбу до сих пор до конца не оформлены. При этом комплекс с его сохранной инфраструктурой идеально может быть использован в качестве туристического, культурного или оздоровительного центра. Грамотный и ответственный инвестор мог бы превратить его в настоящую жемчужину Калужской области. Найдётся ли административная воля и средства на реставрацию этого уникального для памятника архитектуры или же памятник превратится величественные руины, как и многие русские усадьбы?

Поделиться: