Автор: Варвара Пономарёва
Кандидат исторических наук
Позор Наполеона
Запасники
07.03.16 / 15:03

Еще до 1812 г. в России получили распространение карикатуры, обращенные против Наполеона и агрессии французской армии. С началом войны очень скоро, уже в июле-августе появляются сатирические листки, рассказывающие о событиях Отечественной войны. До нашего времени дошло около 200 работ. Выявлено более 40 имен авторов карикатур, но многие из них так и остаются безвестными.

Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши же босурман под нашу дудку! Иван Теребенев, 1813
Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши же босурман под нашу дудку! Иван Теребенев, 1813
Фото: ГМИИ

С самого начала своего появления сатирические листы получили большую популярность, их охотно раскупали, поскольку они выражали общенародный настрой и были адресованы широкому кругу людей. Национальный характер войны пробудил интерес к народной культуре в образованных слоях общества, и создатели карикатур подчеркивали их «народность», причем они отнюдь не стремились к нарочитой примитивизации. Близкие к народной картинке (лубку), сопровождавшиеся текстом, стилизованным под народную речь, карикатуры 12-го года в то же время сохраняли черты классицистического искусства, и в основном были результатом труда профессиональных художников. Но вскоре появилось множество любителей, создававших непрофессиональные копии.

В отличие от западноевропейской карикатуры той эпохи, в центре внимания русских авторов оказалась народная война против завоевателей. Ими был создан обобщенный образ русского человека, воплощавшего в себе лучшие национальные черты — силу, смелость и справедливость. Героем сатирических листков зачастую выступали не представители регулярной армии, а народ, который вел «малую войну» — крестьяне, партизаны, казаки и даже бабы, а французские завоеватели высмеивались, как банда грабителей.

Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы. Алексей Венецианов, после 1812 /ГМИИ

Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы. Алексей Венецианов, после 1812 /ГМИИ

Сюжетами листков, как правило, служили события, происходившие в ходе войны. Часть рисунков создавалась по инициативе связанной с Походной типографией Главного штаба редакции журнала «Сын Отечества». В каждом номере журнала в разделе «Смесь» помещались короткие яркие рассказы в форме анекдота, сопровождаемые рисунками. Отдельные карикатуры публиковались и в других изданиях, например, в газете «Московские ведомости».

Многие иллюстрации копировались в форме отдельно отпечатанных «летучих листков». Гравированные на меди оттиски раскрашивались от руки и продавались в лавках. В хорошей раскраске по 1 ½ -2 руб. за лист, в плохой - намного дешевле. С одного рисунка порой делалось до 200–300 копий, которые покупали и крестьяне, и аристократы, ими украшались стены постоялых дворов и трактиров.

Беседа мещан. Иван Теребенев, 1813 / ГМИИ

Беседа мещан. Иван Теребенев, 1813 / ГМИИ

Самым известным и плодовитым автором был Иван Теребенев, который рисовал и сам гравировал их на меди в контурах для раскраски. Первые теребеневские листки появились в феврале 1813 г. и сразу завоевали общее признание («Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», «Французский вороний суп», «Наполеонова пляска», «Наполеон в бане»). Работы Теребенева нашли своих подражателей, в том числе и за границей (среди них — знаменитый английский карикатурист Крукшенк, а также немцы Фольц и Шадов), которые не только заимствовали сюжеты и стиль, но и отдельные детали изображений.

Более 20 листов было исполнено Алексеем Венециановым («Изгнание французских актрис из Москвы», «Французский магазин помады и духов», «Наполеон сидит за столом», «Неправильная ретирада», «Зимние квартиры», «И на нашей улице праздник» и др.). В 1814 г. была издана специальная азбука под заглавием «Подарок детям на 1815 г.», рассказывающая обучающимся русской грамоте детям о подвигах его народа. Для азбуки 32 гравюры Теребенева, Венецианова и Иванова были отпечатаны с двустишиями на отдельных листах в соответствии с буквами алфавита. Впоследствии Николай Пирогов так характеризовал издание: «Эти народные картинки развили во мне рано любовь к славе моего государства». Фрагменты сатирических листков и целые сценки воспроизводили на кружках и фарфоровых тарелках, даже на чайных сервизах фабрики Гарднера, на ситцевых набивных платках.

Обратный путь, или действие русского слабительного порошка. Иван Теребенев, 1813 / ГМИИ

Обратный путь, или действие русского слабительного порошка. Иван Теребенев, 1813 / ГМИИ

Сатирические листки 1812 г. остались частью национальной памяти, их стиль и приемы во многом повлияли на агитационную карикатуру в период последующих российских войн, вплоть до графики периода Великой Отечественной войны.

Поделиться: