Автор: Сергей Александрович Мозговой
Автор: Сергей Александрович Мозговой
Кандидат исторических наук, капитан 1 ранга, заведующий сектором военного и морского наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва
Морская звезда Никольского собора
Зодчество
22.02.16 / 23:11

Все неслучайно в этом мире подлунном: светлые кресты на омофоре покровителя всех плавающих и путешествующих Николая Чудотворца, якоря, словно изображение креста в трехмерном пространстве и купол собора: морская звезда.

И все это срифмовалось, сошлось, совпало на острове Котлин, на Якорной площади, заваленной старыми якорями, списанными с кораблей на берег. Они, словно летописи, хранили память о тяготах жизни моряков, военных победах и многих не вернувшихся из дальних походов.

Кронштадт. Обдуваемый ветрами, омываемый холодной волной Финского залива.

Ныне морская звезда купола Морского собора является, словно бы высшей точкой в его истории.

А начиналось все в начале славных дел Петровых.

Во всех анналах можно найти такую запись:

Деревянную церковь Богоявления возвели еще в 1731 году по повелению императора Петра Великого спустя шесть лет после его смерти.

В то время Россия прорубала окно в Европу, ну а для того, чтобы его не смогли захлопнуть соседи, русский военный флот защищал свои северные рубежи.

Вряд ли сам Петр понимал, что спустя почти два столетия здесь, словно из глубин морских вознесется красавица-церковь.

Церковь – прообраз русской Софии, церковь-маяк, его купол в хорошую погоду служит ориентиром для кораблей и даже виден из Санкт-Петербурга, церковь – музей морской славы.

Идея воздать должное погибшим морякам Российского флота возникла в конце XIX века. Одним из главных инициаторов возведения нового храма был известный проповедник протоиерей Иоанн Кронштадтский. По его словам: «Величественная церковь охраняла бы и защищала Русь от посягательств иноземцев, так как храм приравнивается к тому же кораблю, которым управляет Господь».

Морской Никольский Собор на Якорной площади. Кронштадт

Морской Никольский Собор на Якорной площади. Кронштадт. Фото: globallookpress.com

В 1897 году ходатайство вице-адмирала Николая Казнакова получило императорскую поддержку. По высочайшему дозволению открыли подписку добровольных пожертвований на постройку храма. Собирали на храм «всем миром».

Но проект собора появился не сразу. Два конкурса прошли неудачно, и ни один из представленных проектов не устроил военных моряков, да и царская семья была недовольна.

Тогда обратились к архитектору Василию Антоновичу Косякову. В то время он считался специалистом именно по строительству морских храмов. К его профессиональным победам можно отнести храм в честь покровителя моряков Святителя Николая Чудотворца в Либаве.

И вот, уже в 1903 г. по указу Императора в городе-крепости Кронштадт в честь 200-летия Российского флота заложили Собор.

Якорная площадь – живая летопись памяти о моряках, погибших в ратных боях. Этих якорей было так много, что почти год флотские экипажи и учебные отряды Кронштадта численностью до 14 тысяч человек занимались очисткой площади. Надо было не только убрать старые якоря и другие ветхие снасти, следовало еще вынести всякий мусор, вырубить кусты и выровнять площадь.

Якорная площадь. Кронштадт. 2015

Якорная площадь. Кронштадт. 2015 год. Фото: globallookpress.com

Молебен служил сам протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1907 году Собор был вчерне готов; началась его внутренняя отделка.

По словам философа Владимира Соловьева «боевой дух – готовность каждого солдата бить врагов и самому быть убитому, для чего непременно нужна полная уверенность в том, что война есть дело святое».

Собор стал таким именно вместилищем святости. С одной стороны – повторяя планировку храма Святой Софии в Константинополе, правда, размерами поменьше, а с другой – торжества русского оружия и память обо всех погибших.

Есть такой расхожий штамп: Москва – третий Рим. Но архитектурно эту идею воплотил в жизнь Санкт-Петербург.

Морской собор в Кронштадте стал олицетворением второго Рима, Византии.

Огромный, светлый, с орнаментом из золотых якорей и спасательных кругов, купол покоится на «барабане» из многочисленных оконец. Он заметен отовсюду и всем, при любой погоде. Купол и сам внешний вид собора создает впечатление надежности, величия, неизменного победного положения морской державы.

Интерьер Никольского Собора, Якорная площадь, Кронштадт

Интерьер Никольского Собора, Якорная площадь, Кронштадт. Фото: globallookpress.com

Никола Морской похож на мощный корабль, неподвластный стихии. Это ощущение подкрепляется окнами, словно, корабельными иллюминаторами в окружении рыб и морских чудовищ.

А под куполом, словно под днищем корабля, полутьма и морские волны. Полы на солее и в алтаре выложены из белого мрамора, а в остальной части - мозаика мелкого разноцветного мрамора. На них в медной оправе рисунки судов, морских звезд, водорослей, крабов, диковинных рыб.

Некоторые критики до сих пор считают, что убранство собора перегружено деталями.

Возможно. Но торжество православия никак не хотело уступать пальму первенства Риму даже в деталях.

Поэтому русских ковчег вобрал в себя и славу и память: списанные вещи с кораблей, на внутренних стенах галереи нижнего яруса располагались 130 памятных досок из черного мрамора с именами погибших. А на 20 досках белого мрамора выбили имена священников кораблей, не вернувшихся из морских походов.

В восточной части - парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с утонувших судов. На первом этаже - ризница и библиотека.

Примечательно, что ковры-дорожки, ведущие от престолов по ступеням солеи, более года вышивали вручную жёны моряков. Они создали уникальный узор из орнаментов и изображений из жизни земного и водного царств, выразили свою печаль и страх перед безжалостной морской пучиной.

Торжественное освящение Собора во имя Святителя Николая Чудотворца состоялось 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи.

Судьба морского собора, как и всей страны полна драматизма.

После революции, в 1918 году корабль русской славы стал простой приходской церковью. Службы в Соборе проводились до 1927 года. В 1929 г. его закрыли, казалось, навсегда. Большевики решили, что социализм и без храмов вполне обойдется.

Оставшееся после расхищения имущество Собора описали и передали в Госфонд, Госбанк, Военно-морской и Русский музеи. Кресты и почти все купола были сняты. Для оповещения о тревоге оставили только один пятитонный чугунный колокол. Списки моряков, золотом увековеченные на мраморных скрижалях, были потеряны, увы, навсегда.

В 1932 году внутреннее убранство храма переоборудовали под кинотеатр имени Максима Горького. Народ прозвал это место «Максимкой». А часть помещений отдали под склады. Художественную роспись куполов и стен закрасили.

В 1939 году в помещении храма расположился Дом офицеров. Но инженерная служба Дома офицеров заботилась о забытом Богом и людьми Николе.

А в 1941 году новая напасть. Во время войны в Собор стал хорошей мишенью для немецких снарядов, но, к счастью, Никола выстоял в борьбе с тевтонами.

В 1956 году в здании обосновались клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. При Хрущёве произошло значительные сокращения во флоте, значительно уменьшился и гарнизон Кронштадта.

Но жива историческая память, именно она выводит нас в темные времена из забвения. В 1970 годы кронштадтцы стали активней высказываться о необходимости реставрации этого уникального памятника архитектуры, и руководство Военно-Морского Флота приняло решение провести капитальный ремонт собора морской славы. В 1974 году в здании открылся филиал Центрального военно-морского музея. Реставрация Морского собора в Кронштадте вернула ему первоначальный облик. В 1975 г. уникальное здание взяли под охрану государства как памятник архитектуры.

В 1992 году в помещении этого памятника архитектуры дал первые спектакли Театр Балтийского флота, который из Лиепаи перебазировался на свою родину.

Но как не живет деревня без праведника, так и город не может быть без своего собора. Воскрешение собора началось более 15 лет назад, когда впервые после революции главным командованием Военно-Морского Флота был поднят вопрос о возрождении военно-морских традиций, связанных с религиозным духовно-нравственным воспитанием и восстановлении православных памятников, включая храмы.

В 1999 году, когда автор этих строк служил в Главном штабе ВМФ, к нему на приём пришёл ветеран Военно-морского флота капитан 1 ранга в отставке Анатолий Шумский. Этот неравнодушный человек рассказал о своей подвижнической работе. На свои скромные средства в 1988 г. он выпустил два тома, посвященные морским храмам. Он написал тысячи писем, обращался ко множеству официальных лиц, стучался во все двери.

Об этой инициативе доложили Главнокомандующему Военно-Морским Флотом адмиралу Владимиру Куроедову. И вот в апреле 2000 года Ленинградскую военно-морскую базу посетила совместная делегация Главного командования Военно-Морского Флота и Русской Православной Церкви.

Было решено объединить усилия по реставрации Собора. Собор должен стать главным храмом-памятником Военно-Морского Флота России. И опять, как почти сто лет тому назад кликнули клич: восстановить собор можно только «всем миром». Настоятель и протоиерей Святослав Мельник возобновил регулярные Богослужения. Театр Балтфлота из памятника архитектура выехал, а в октябре 2002 года на куполе величественного Морского собора установили крест.

Крест над главным куполом Морского собора

Крест над главным куполом Морского собора. Фото: visitkronshtadt.ru

В 2005 г. к работам по восстановлению храма приступил Фонд развития исторического наследия. А в 2013-м, к столетней годовщине завершилась реставрация Собора. 28 мая его торжественно освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

С мая 2013 года Собор - главный храм Военно-морского флота России и центр Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

Сегодня в Кронштадт едут со всех уголков нашей страны, сюда стремятся попасть моряки со всех флотов. А что уж говорить о многочисленных туристах, которые хотят своими глазами увидеть грандиозный памятник храмового зодчества Кронштадта - Морской собор.

Поделиться: