Юлия Ракитина
Юлия Ракитина
Искусствовед, специальный корреспондент "Россiя. Наследие"
Твердыня веры
Наша земля
03.07.16 / 15:03

«Лучше един, творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных»
Протопоп Аввакум

В 1682 году протопоп Аввакум и его товарищи были сожжены заживо в деревянном срубе «за великие на царский дом хулы», как было сказано в приговоре. Местом казни стал город Пустозерск на реке Печоре. Покинутый последними жителями в 1960-х годах, он по-прежнему хранит историю подвига веры Пустозерских мучеников.

Часовня памяти Пустозерских мучеников
Часовня памяти Пустозерских мучеников
Фото: protopop-avvakum.ru

Личность протопопа Аввакума воспринимается старообрядцами неоднозначно. У старообрядчества как религиозного ответвления православия также есть разные течения. Кто-то почитает Аввакума как духовного учителя, кто-то – как святого. На Русской земле авторитет Аввакума в XVII веке был огромен. Его суровый характер и аскетичность вызывали уважение как у сторонников, так и у противников. Его смерть окончательно расколола Русскую православную церковь: никониане сожгли Аввакума, а вместе с ним «сгорели и все мосты». Точек соприкосновения между старообрядцами и никонианами не осталось.

Аввакум Петров родился в семье священника. С самого начала служения церкви его несгибаемый характер давал о себе знать. Однажды, воспылав грешным желанием к блуднице, пришедшей на исповедь, Аввакум держал руку над огнем трех свечей, пока боль от ожогов не вернула ему самообладание. В другой раз он чудом не утонул: плывя по Волге, воевода Шереметев приказал доставить молодого священника на свое судно, дабы тот благословил его сына, однако Аввакум счел юношу развратником и отказался. Разгневанный боярин приказал выкинуть Аввакума за борт, и лишь чудом несколько рыбаков успели вытащить захлебывающегося человека из воды.

Молодой и принципиальный священник оказался в Москве в 1652 году. Из-за резкой критики церковных реформ Никона, который постановил соблюдать греческий обряд вместо великоросского, протопоп Аввакум стал подвергаться гонениям. Сначала его заперли в монастырском подвале на три дня без еды и воды, требуя отказаться от критики и признать никонианские реформы. Аввакум остался верен своим убеждениям – и был сослан в Тобольск, а оттуда в Забайкалье. Сломить его волю не удавалось никому. Аввакума морили голодом, избивали, держали в холодных застенках во время жестоких зим и, отчаявшись, переправляли в новую ссылку.

Часовня Пустозерских мучеников с воздуха. Фото: protopop-avvakum.ru

В 1663 году Никон сам попал в немилость к государю, а Аввакум смог вернуться в Москву. Несмотря на его жесткую критику, царь отнесся к нему с почтением и даже предложил стать своим духовником. Однако Аввакум отказался.

Его вольнодумие в конце концов рассердило государя, и гордого вольнодумца снова сослали – сначала в Калужскую губернию, а затем и в далекий заполярный город Пустозерск, ставший последним пристанищем подвижника.

В Пустозерске Аввакум прожил 15 лет на хлебе и воде в земляной тюрьме. Город находился на «краю земли», но это не пугало богомольцев. Они шли нескончаемым потоком, чтобы пообщаться с мятежным протопопом, и уходили обратно, спрятав в своих посохах послания пастве, обличавшие никонианство. По дороге в свою последнюю ссылку Аввакум был разлучен с семьей. Последние 25 лет своей жизни он не видел ни детей, ни жены, одиноко проживая в срубе, который построили в 1644 году как «земляную тюрьму для лихих и опальных людей».

Помимо протопопа Аввакума Петрова, там содержались многие известные исторические личности, например участники казачьих и крестьянских восстаний Кондратий Булавин и Степан Разин. Многие их соратники до Пустозерска не доехали, не перенеся допросов и пыток в пути. В этой тюрьме содержались и представители княжеских фамилий, такие, как Василий Васильевич Голицын и князь Дмитрий Щербатов. Голицын был осужден как бывший фаворит царевны Софьи, что отразилось в приговоре формулировкой «по тайному государственному делу», а Щербатов попал в тюрьму за государственную измену.

В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На престол взошел Федор Алексеевич, тихий, благочестивый и впечатлительный человек. Протопоп Аввакум написал государю письмо, в котором сообщал, что видел во сне горящего в аду Алексея Михайловича. Попал тот в адово пекло за то, что отринулся от подлинной веры и принял никонианство. Таким образом лишенный степени священства вольнодумец хотел отвратить нового царя от греческого обряда. Но Федор даже в мыслях не допускал, что его отец мог бы быть грешником. Он посчитал письмо «великой хулой на царский дом», за что и повелел казнить мятежного еретика.

Сожжение протопопа Аввакума,1897 г., Мясоедов Г. Г. Фото: портал1.рф

Художник Григорий Мясоедов на своей картине «Сожжение протопопа Аввакума» 1897 года изобразил эту немилосердную, хоть и бескровную казнь… В заранее заготовленном срубе были вставлены 4 столба, к которым были привязаны Аввакум и его сподвижники. Все они сгорели заживо. Так в 1682 году закончился земной путь несгибаемого борца за «древлее благочестие».

Память о подвижничестве и мученической смерти за веру протопопа Аввакума Петрова жива до сих пор. В 1991 году староверы из Риги установили на месте сожжения крест, а в 2012 году на Пустозерском городище была построена староверами-поморами и освящена часовня памяти Пустозерских мучеников.

Часовню построили на средства и с помощью Вальтера Фота, мецената местной старообрядческой общины. Сама часовня возведена по своеобразной технологии – без фундамента, не нарушая естественный слой почвы. Она представляет собой традиционный для старообрядцев сруб из сосны с лиственничными венцами. Изначально она была изготовлена в Коми, а затем разобрана и перевезена на территорию Ненецкого автономного округа, где и стоит сегодня. Часовня является не только действующим храмом, но и частью Пустозерского музея.

Сегодня в этом музее можно познакомиться с бытом одной из самых закрытых общин России – старообрядцев, узнать особенности их жизни и веры.

Одним из наиболее отличительных для старообрядчества элементов религиозного культа являются четки-лестовки. Изначально они были распространены среди всех православных, но после никонианской реформы почти нигде не встречаются. Эти четки символизируют лестницу (слово «лестовка» происходит от древнерусского «лествица», то есть лестница) – путь человека от земли к небу, из грешной жизни к Богу. На лестовке размещены так называемые ступени – специальные кожаные складки, которые помогают верующему во время молитвы. Три великие ступени символизируют триединство Бога. Общее количество ступеней, разделенных на отсеки, символизирует различные числа: 7, 9, 12, 17, 20, 33 и 40. После трех ступеней идут 7 церковных таинств, затем 9 ангельских чинов, далее 12 учеников Христа, 17 знамений о явлении Христа, 33 года, прожитых Христом, и наконец – 40 дней Великого поста.

Также старообрядцы практикуют одну из самых древних техник изготовления меднолитых икон, в этом искусстве они являются монополистами. Эти иконы изготавливают из медного сплава с последующим нанесением стеклянной глазури.

Личность протопопа Аввакума Петрова продолжает вызывать споры спустя века после его мученической смерти. Богословы, историки, верующие продолжают задавать вопросы и искать ответы в его многочисленных трудах. Память о его трагической судьбе и несгибаемой вере продолжает жить – в его последователях-староверах, в покинутом городе Пустозерске, в сердцах и умах тех, кто верит в твердость человеческого духа.

Поделиться: