Автор: Нина Катаева
Московская консерватория: музыка навсегда
Год празднования
15.07.16 / 10:10

В сентябре Московская консерватория имени П.И. Чайковского отмечает 150-летие. В дни празднования состоятся концерты, пройдут научная конференция и торжественное заседание Совета Консерватории. Едва ли не центральным событием юбилея станет открытие в Большом зале восстановленного органа, изготовленного сто с лишним лет назад знаменитым французским мастером Кавайе-Коллем. Над реставрацией инструмента работали мастера из двадцати стран мира, в том числе из французской фирмы «Кавайе-Колль»…

Фото: globallookpress.com

Первые отечественные консерватории возникли по инициативе «Могучей кучки» – М. Балакирева, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова и Ц. Кюи. Их тревожило, что тон в русской музыкальной жизни задавали итальянцы, хотя национальная школа уже предъявила миру свои шедевры. Константин Зенкин, проректор Московской консерватории, уверен, что преемственность отечественной музыкальной культуры обеспечила настойчивость наших великих композиторов. Чайковский и Танеев, Скрябин и Рахманинов стали их достойными продолжателями. А в дальнейшем Московская консерватория подарила стране и миру имена Арама Хачатуряна, Галины Вишневской, Эмиля Гилельса, Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Дениса Мацуева.

Между тем, когда в 1862 году Антон Рубинштейн основал консерваторию в Санкт-Петербурге, преподавателями туда вновь пришли иностранцы. Не отступая от цели, в 1866 году младший Рубинштейн, Николай, добился открытия консерватории в Москве на базе музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). Председателем общества был князь Николай Петрович Трубецкой.

Орган фирмы «Кавайе-Колль». Фото: mosconsv.ru

Об учреждении Московской консерватории ходатайствовала августейшая покровительница общества – великая княгиня Елена Павловна. Высочайшее соизволение последовало 24 декабря 1865 года, а торжественное открытие состоялось 1 сентября 1866 года. Возглавил Консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн, он же был профессором фортепианного класса и дирижером ученического оркестра. Теоретическим отделением руководил Петр Ильич Чайковский.

Консерватория начинала деятельность в арендованном доме баронессы Черкасовой на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот (дом не сохранился), а в 1871 году переехала в усадьбу Воронцовых-Дашковых. В 1878 году имение выкупили за 185 тысяч рублей. В 1895–1901 годах архитектор В. Загорский и скульптор А. Аладьин построили на этом месте великолепный дом с ротондой, который до сих пор поражает монументальностью. Малый зал был открыт 25 октября 1898 года, Большой – 7 апреля 1901 года.

Здание Московской консерватории, 1901 год. Фото: wikipedia.org

В 1932–1933 годах трехэтажное главное здание было надстроено, в 1983 году Консерватория получила еще одно, где прежде размещался юридический факультет МГУ, а еще ранее – Синодальное училище. Теперь здесь расположился третий учебный корпус с Рахманиновским концертным залом. Это самое старое строение Консерватории, возведенное в стиле классицизма в конце XVIII века.

Московская консерватория в 40-е годы. Фото: wikipedia.org

К юбилею отреставрированы четыре основных корпуса Консерватории: Большого и Малого залов, с Рахманиновским и залом имени Мясковского. Реставрация принесла множество открытий. На потолке Малого зала обнаружили росписи XIX века, выполненные декоратором Большого театра Николаем Егорьевым. Сделанные на религиозные сюжеты, в советский период они были закрашены, теперь же вновь доступны обозрению.

Консерваторию изначально украшало множество портретов и картин. До революции, как утверждает директор Музея консерватории Владимир Стадниченко, европейских авторов в Большом зале было больше. В советское время потребовались портреты отечественных композиторов, четырех иностранцев отправили в запасники. Евгении Львовне Гуревич, прежнему директору Музея, посчастливилось найти портреты «опальных» Мендельсона и Гайдна, сейчас они выставлены в фойе, справа от входа в Большой зал. Слева висели портреты Генделя и Глюка, найти их пока не удалось. Однако руководство настроено решительно: «Не найдем – так восстановим».

По стенам Малого зала располагались портреты августейших покровителей и монархов: Александра II, Александра III, Николая II и Константина Николаевича – младшего брата Александра II. Портрет великой княгини Елены Павловны поместили вне зала, рядом с досками отличия.

Фото: globallookpress.com

В фойе корпуса, где находится Большой зал, – две работы Репина: величественный ростовой портрет Ференца Листа в сутане аббата и картина «Славянские композиторы». На полотне – выдающиеся творцы, многие из которых встретиться при жизни не могли: Шопен, Ласковский, Римский-Корсаков, Глинка... Как ни странно, среди них нет Чайковского, наиболее тесно связанного с Московской консерваторией. Константин Зенкин, проректор Консерватории по научной работе, полагает, что Николай Рубинштейн счел неэтичным причислять близкого друга и подчиненного к числу великих...

Консерватория остается крупнейшим центром музыкальной культуры, сюда поступают бесценные документы, тексты, партитуры. Недавно ее музей пополнился материалами из крупной частной коллекции, связанными с Антоном Рубинштейном. Музей имени Николая Рубинштейна, по сути, станет семейным музеем братьев Рубинштейнов, создателей двух российских консерваторий…

Фото: globallookpress.com

Досье «Россiя. Наследие»

В настоящее время в Московской консерватории действуют семь факультетов – вокальный, дирижерский, историко-теоретический, композиторский, оркестровый, фортепианный, исторического и современного исполнительского искусства. Среди ее подразделений – Научно-музыкальная библиотека имени С.И. Танеева, Лаборатория звукозаписи («Фонотека»), Научно-издательский центр, Музей имени Н.Г. Рубинштейна, Оперная студия, аспирантура. Коллектив Консерватории насчитывает около 500 преподавателей, 1500 студентов и аспирантов. При Консерватории действуют Центральная музыкальная школа (ЦМШ) и Академическое музыкальное училище.

PS. О Консерватории «Наследию» рассказали: проректор по научной работе Константин Зенкин, директор Музея Владимир Стадниченко и старший научный сотрудник Научно-издательского центра, кандидат искусствоведения Григорий Моисеев.

Поделиться: