Олег Крейнин
Олег Крейнин
Генеральный директор ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД»
Ирина Крымова
Ирина Крымова
Архитектор
Архитектура нового общества
Практика
14.09.16 / 07:07

Советский конструктивизм – одно из самобытных явлений отечественной культуры. В отличие от классицизма, елизаветинского барокко или модерна, он не является иностранным заимствованием или непрямым подражанием. Авангард, родившийся в огне социальной революции, стал русским архитектурным ноу-хау, которым не перестают восхищаться зодчие всего мира. В силу многих причин многие памятники этого стиля гибнут, как например, жилой квартал на Погодинской улице, снесенный летом 2016 года. О практике сохранения построек конструктивизма, исторической уникальности и градостроительной актуальности стиля изданию Россия.Наследие рассказывают профессиональные реставраторы. Олег Витальевич Крейнин – Председатель Совета директоров компании ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД». Ирина Вячеславовна Крымова - руководитель мастерской №20 Моспроект-2 им. М.В. Посохина, аттестованный эксперт, член Федерального научно-методического Совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, Научно-методического Совета при Департаменте культурного наследия города Москвы, доцент кафедры реконструкции и реставрации в архитектуре МАРХИ.

Архитектор К.С. Мельников. Клуб фабрики «Свобода», 1929 г.
Архитектор К.С. Мельников. Клуб фабрики «Свобода», 1929 г.

Р.Н. Олег Витальевич, сегодня конструктивизм, переживает едва ли не свое второе рождение. Не могли бы Вы рассказать о возникновении архитектурного стиля, когда он получил наибольшее развитие?

О.В. Конструктивизм возник, когда Советская страна начала восстанавливаться после революций и гражданской войны. Бурный рост городов, развитие промышленности вошли в противоречие со старым укладом жизни. Архитекторы были уверены в необходимости рационального плана, использования новейших строительных материалов и конструкций, «полезности» вещи. Они считали, что в создание образа сооружения должны быть включены все элементы - часы, рекламные щиты, громкоговорители, даже вывески. Проектировать всё одновременно. Конструктивизм как направление советского авангарда получил отражение не только в архитектуре, но и в изобразительном искусстве, фотографии и декоративно-прикладном искусстве. Он стремился смягчить социальные контрасты, решить жилищные проблемы простых советских людей, обеспечить населению комфортные жилищные условия.

Архитектор Я.Г. Чернихов. Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик», 1930 г.

В 1920-х годах архитекторы начали разрабатывать новые жилые комплексы, классификацию улиц, сети городских магистралей, проектировать районы. Конструктивизм выражал опыт современной жизни – её динамизм, новые и дезориентирующие качества пространства и времени через полотна и плакаты. Не менее важным было желание разработать новую форму искусства и модернизировать ее соответственно целям русской революции. Конструктивисты должны были стать строителями нового общества. Сегодня в Москве около 200 построек русского авангарда, среди них есть настоящие шедевры, но лишь незначительная их часть имеет статус памятников. Большинство находится в плачевном состоянии.

Композиция 75. Из цикла «Основы современной архитектуры». 1925–30 гг.

Р.Н. Олег Витальевич, а сколько всего направлений существовало в развитии конструктивизма?

О.В. В конструктивизме достаточно четко различаются две фазы, которые исторически вылились в две линии его развития. Неутилитарный конструктивизм, близкий к геометрической абстракции, так называемое отвлеченное конструирование. Для этой фазы характерна идущая еще от Сезанна и кубистов тенденция к выявлению реальной конструкции внутри архитектонической структуры предмета и её закреплению в пластических (плоскостных или объемных) формах. Выделяется и прикладной конструктивизм, практический, утилитарный. В нем создание «конструкции» подчинено конкретной утилитарной цели - воплощению идеи прогрессивной социально-политической роли в истории и отражению преимуществ советского строя. Конструктивисты считали основной задачей архитектора организацию новой жизни.

Архитектор Н. Д. Струков. Дом Моссельпрома 1925 г.

Р.Н. Не могли бы Вы вкратце рассказать о самых ярких примерах московского конструктивизма?

О.В. Лидер русского авангарда Константин Мельников в своем знаменитом доме-мастерской в Кривоарбатском переулке пытался объединить работу, творчество и быт. Здание круглой формы с множеством шестиугольных окон кажется небольшим, но те, кто был внутри, знают, что впечатление это обманчивое, дом Мельникова довольно просторный. В районе Арбата также можно увидеть первый советский небоскрёб в 7 - 9 этажей – здание Моссельпрома, расписанное Александром Родченко. В доме размещалась администрация московских продуктовых магазинов, склады, часть здания была жилой. Кроме лозунгов Маяковского, Родченко поместил на стене рекламные изображения: молоко и пиво «Друг желудка», конфеты «Мишка косолапый», папиросы «Герцеговина Флор». Конструктивизм сочетается с дизайном наружной рекламы.

Конечно, конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связано с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и неверным, так как прежде чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве.

Архитектор К.С. Мельников. Клуб фабрики «Свобода», 1929 г.

Р.Н. Ваша компания выполняла работы по объекту культурного наследия «Жилые дома» на улице Лестева в Москве. Чем примечателен этот объект?

О.В. «АРХИТЕКПОДРЯД» проводит комплексные научно-исследовательские и проектные работы по реставрации и приспособлению к современному использованию памятника. Перед принятие проектных решений, мы провели тщательные историко-архивные и библиографические исследования, чтобы максимально корректно и бережно выполнить поставленные задачи. В середине 1920-х годов, в связи с развитием промышленности в районе улиц Донской, Шаболовки, Орджоникидзе, было принято решение о создании жилых рабочих поселков на свободных или малозастроенных территориях близ Донского монастыря, в частности, по улицам Шаболовке и Хавской, на месте бывшей Дровяной площади. Городская программа муниципального и кооперативного строительства была ориентирована на новые формы расселения.

При разработке проектов домов учитывалась возможность использования индустриальных методов строительства, что должно было сделать их возведение максимально экономичным. Было разработано несколько типовых секций, различное расположение которых позволяло создавать здания со сложной конфигурацией плана, решенные в едином композиционном приеме. Фасадов выполнялись в формах конструктивизма, использовалось сочетание гладких плоскостей стен с балконами. Огромную роль играл ритм оконных проемов, которые часто объединялись в группы и оформлялись дополнительными элементами, в частности, «штукатурными рамками».

Данный квартал стал застраиваться одним из первых. Ансамбль улицы Лестева находится в прямой визуальной связи с Хавско-Шаболовским жилым комплексом, 18 кварталом Даниловского района, с Шуховской радио-башней, обеспечивая целостность их восприятия в историческом и стилистическом градостроительном контексте. Первоначальная объемно-пространственная и планировочная структура 1920-1930-х гг. прекрасно сохранилась. Почти не тронутыми остались фасады зданий, оконные и дверные проемы, открытые балконы с ограждениями. Приспособляя под современное использование, мы сохраняли максимум подлинных элементов.

Архитекторы М.Я. Гинсбург и  И.Ф. Милинис. Дом Наркомфина, 1929 г.

Компания разрабатывала проектную реставрационную документацию еще по одному знаковому конструктивистскому объекту - санаторию имени Орджоникидзе в Кисловодске. Руководитель и главный архитектор строительства – академик Моисей Яковлевич Гинзбург – один из лучших представителей русского конструктивизма, лечебный корпус спроектировал архитектор Шпалек. Санаторий - одна из красивейших здравниц Кисловодска, находящаяся на западном отроге Джинальского хребта, на Георгиевском плато в центральной части городского парка на высоте 950 метров над уровнем моря на площади 34 га. Построенный в 1934-1938 годах, комплекс состоит из нескольких корпусов, парка с цветниками, фонтаном, спортивными площадками.

Серго Орджоникидзе лично выбрал для него площадку. Наиболее интересным зданием является Лечебный корпус. Памятник конструктивизма федерального значения, удостоенный в своё время Сталинской премии, он внесён в реестр объектов, особо охраняемых государством. Авторы проекта создали архитектуру под стать величественной природе. Внутри зданий отделка выполнена ценными породами дерева и мрамора различных оттенков, привезённого из армянского селения Артик.

Даниловский район, улица Лестева, д. 14/20. Современное состояние

Р.Н. Как Вы считаете, утратил ли конструктивизм свою актуальность в наше время?

О.В. С ходом времени конструктивизм не только не утратил своей актуальности, но и приобрел ещё более необычные черты. Использование современных материалов и технологий строительства позволяют возводить в стиле «конструктивизм» жилые дома, которые уже не ассоциируются со зданиями начала XX века. Сегодня дома могут быть визуально легкими за счет использования большой площади остекления и светлых тонов для оформления фасада дома. Особняк в стиле «конструктивизм» смотрится стильно, актуально и авангардно. Он будет ежедневно радовать хозяев, которые отошли от традиционных взглядов на жилое пространство. Стиль, рожденный в начале прошлого века, не утратил своей актуальности и сегодня. Современный индустриальный дизайн, городская архитектура, западная частная архитектура – везде видно влияние конструктивизма, родившегося в России. Здания в этом стиле органично вписываются в окружающую среду.

Дом-коммуна улица Лестева, д. 18. Фото 1930 г.

Р.Н. Ирина Вячеславовна, как Вы представляете себе роль зданий времени конструктивизма в городской застройке?

И.К. Так исторически сложилось, что название объединения архитекторов-конструктивистов, широко известное благодаря выпускавшемуся ими на протяжении пяти лет журналу «Современная архитектура», стало ассоциироваться с 1920-30-ми годами. Однако среди исследователей чаще используется для определения этого периода термин - советский архитектурный авангард. В настоящее время музей архитектуры имени Щусева по заказу Министерства культуры РФ разрабатывает «Концепцию сохранения объектов культурного наследия советского архитектурного авангарда на территории Российской Федерации». Во многих городах России, возникших в период индустриализации, именно памятники конструктивизма определяют архитектурное своеобразие среды и формируют целостные градостроительные образования. Жилые комплексы, клубы, фабрики-кухни, бани и другие социальные объекты добавили уникальные черты и в облик исторических городов. В настоящее время различные комплексы и отдельные постройки архитектурного авангарда - общепризнанные объекты культурного наследия, мероприятия по сохранению которых должны отвечать всем требованиям законодательства.

Р.Н. Часто ли Вам приходится иметь дело с наследием этого времени?

И.К. За 14 лет существования мастерской, нашими сотрудниками был выполнен ряд исследований по памятникам советского архитектурного авангарда. Наиболее значительные из них - Жилой дом Наркомфина, 1928-1930 годов, архитекторы Гинзбург, Милинис, Клуб завода «Серп и молот», 1929-1933 годов, Полиграфический комбинат газеты «Правда», 1929-1935 годов работы Голосова.

Последние четыре года мастерская в рамках программы «Культура Москвы 2012 – 2018» выполняет огромную работу по составлению проектов предметов охраны объектов культурного наследия, в том числе более 30 зданий и ансамблей этого периода. Особый интерес представляют уникальные постройки Мельникова, Иофана, Гинзбурга, Весниных... Вместе с тем, остро проблема сохранения массовой жилой застройки конструктивизма.

Р.Н. Расскажите поподробнее на примере одного из домов рабочего поселка, что может быть включено в предмет охраны?

И.К. Мастерская выполнила проект предмета охраны жилых домов по улице Лестева, 14-24, построенных в 1927-1929 годах. Находящийся в центре квартала дом № 18 представляет особый интерес. Он построен в 1929 году Рабочим жилищно-строительным кооперативным товариществом «Первое Замоскворецкое Объединение» в качестве дома-коммуны. Это одна из первых осуществленных попыток привнесения «в рабочее жилищное строительство элементов нового быта на основе принципов обобществления жилища». Авторы проекта - архитекторы Вольфензон и Леонтович, инженер Барулин в соответствии с заданием объединили в одном здании индивидуальные квартиры и дом-коммуну.

По проекту, в коммунальной части жилые помещения-ячейки на каждом этаже соединялись коридорами, имели четыре лестницы, из них две - с лифтами. На каждом этаже располагались мужские и женские уборные, комнаты с умывальниками, ваннами и отдельное помещение, оборудованное «мойками, кипятильниками и газовыми таганками для подогревания и приготовления простейшей еды».

На первом этаже располагались ясли, детский сад и столовая, которая находилась в центре здания и была связана с летней верандой. Они должны были обслуживать жителей всего района, а не только членов кооператива. На втором этаже над столовой располагался клуб с двухсветным залом для собраний с балконом и несколько комнат для читальни и кружковых занятий. С клубом были связаны помещения на шестом этаже, комнаты для занятий физкультурой. Плоская крыша предназначалась для солярия и летних киносеансов. Квартирная часть дома состояла из двух пятиэтажных секций с трехкомнатными квартирами. Дом формирует глубокий внутренний двор с зелеными газонами, деревьями и дорожками. Композицию дополняет Шуховская башня, расположенная на территории соседнего квартала.

Первое время здание действительно представляло собой дом-коммуну, но потом было преобразовано в общежитие. В 1960-1990-е годы его центральные секции занимали различные министерства и организации. Поэтому их первоначальные планировка и оформление интерьеров не сохранились. Боковые секции, по-прежнему, заняты квартирами.

Рассматриваемый объект сохраняет первоначальные объемно-пространственную композицию, планировку в пределах капитальных стен и структуру фасадов. Фрагментарно сохранилось оформление интерьеров лестничных объемов, столярное заполнение оконных и дверных проемов, металлическое ограждение балконов, паркетные полы в коридорах и в ряде помещений. На основании анализа первоначального решения был сформирован проект предмета охраны, в который вошли все перечисленные элементы, которые должны быть обязательно сохранены при проведении работ по реставрации и приспособлению здания под современное использование. Специалисты «АРХИТЕКТПОДРЯДа», осуществлявшие реставрационное проектирование, известны не только удачными профессиональными работами, но и участием в различных научных мероприятиях, посвященных сохранению объектов культурного наследия, в семинарах Российской академии архитектуры и строительных наук.

Р.Н. Какое значение советский архитектурный авангард имеет для практикующих архитекторов?

И.К. Для всех российских архитекторов период авангарда очень важен, но для выпускников МАРХИ - преемника ВХУТЕМАСА - это основа профессионального образования. Поэтому вопросы сохранения памятников этого времени всегда находят живой отклик в профессиональной среде. Композиционные и художественные поиски того времени не перестанут вдохновлять архитекторов. С начала 1960-х годов ведется изучение и в некотором роде переосмысление наследия архитектуры первых пятилеток.

Зарубежные архитекторы, признаваясь в любви к советской архитектуре этого периода, наряду с художественными открытиями, ценят особое внимание к решению социальных вопросов, поставленных революционным временем и актуальных для многих стран сегодня. Наша задача - сохранить в полном объеме наследие Советского архитектурного авангарда.

Поделиться: